Дефектолог

Области, составляющие основу науки

Дефектология представляет собой единую и самостоятельную отрасль, деятельность которой направлена на наблюдение и оказание специальной помощи лицам с аномальным развитием.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Рекомендуем: Заикание: причины и лечение

У дефектологии единая цель и главный ее принцип совпадает с общей педагогикой, однако у дефектологии уникальная концепция, которую выделяет наличие специальных систем и приемов воспитания, обучения, образования детей с патологиями развития.

Основные области, в которых непосредственно практикуется дефектология:

1. Сурдопедагогика – отдельное направление, которое рассматривает проблемы детей с глухотой и тугоухостью, а также занимается разработкой методов их воспитания, обучения.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

2. Тифлопедагогика – отрасль дефектологии, предметом изучения которой являются дети с нарушением зрения (слабовидящие, слепые), а также рассматриваются вопросы образования и воспитания таких лиц.

3. Логопедия – раздел дефектологии, систематизирующий теоретические знания и позволяющий осуществлять практическую деятельность в отношении воспитания и обучения лиц с нарушениями в развитии речи.

Каждая из предметных областей дефектологического изучения лиц с патологиями имеет уникальные классификации. В основе классификации по месту расположения аномалии лежит определение ее локализации в отношении единого механизма человеческого организма. Поэтому дефектология выделяет:

  • Телесные нарушения, определяемые отклонениями в развитии двигательного аппарата, опорной системы, заболеваниями хронического типа.
  • Сенсорные патологии – нарушения в системе органов чувств, отвечающих за субъективное восприятие внешнего окружения (слух, зрение).
  • Умственные – отклонения мозговой деятельности и интеллектуальные дефекты, влекущие за собой психические, речевые, эмоциональные расстройства, слаборазвитость ума.

Также существует частная классификация дефектологии по причинам появления дефектов:

  • Травмы (в том числе производственного характера).
  • Заболевания, характерные для конкретных профессиональных видов деятельности.
  • Природные катаклизмы.
  • ДТП.
  • Участие или пребывание на территории, где проводились военные действия.
  • Последствия экологических преступлений.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

По характеру дефекта дефектология предусматривает несколько категорий, к которым относятся пациенты с аномальным развитием:

  • Полностью неслышащие (глухие) и слабослышащие.
  • Полностью слепые или слабовидящие.
  • Лица с дефектами опорно-двигательного аппарата.
  • Лица с недостатками речи.
  • Лица с аномалиями в эмоциональной сфере или психическом здоровье..
  • Лица с расстройствами волевых качеств.
  • Лица с патологиями интеллектуального развития.

Дефектология как наука не стоит на месте. На фоне роста числа аномалий у детей, развиваются области научного познания их здоровья и развития. Как целостная отрасль дефектология складывается из отдельных разделов в сочетании с интегрированными знаниями из других областей.

Рекомендуем: Аменция и аментивный синдром

Наличие тех или иных недостатков у ребенка влияет на весь процесс воспитания, обучения и образования. От этих особенностей также зависит конечный результат. При выборе оптимальных обучающих программ специалисты, осуществляющие непосредственную педагогическую деятельность с аномальным ребенком, учитывают возраст пациента и период, в котором появилось (возникло) нарушение.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Методы дефектологии, которые позволяют проводить научно-педагогические исследования:

1. Наблюдение и сбор данных.

2. Диагностика.

3. Непосредственное общение с ребенком.

4. Помещение ребенка в специально созданные условия с целью проверки гипотезы.

Логопед: как и с кем он работает

Из информации, представленной выше, понятно, что логопед – это тот же дефектолог, только узкоспециализированный. Однако логопеды тоже могут иметь разную специализацию.

Логопед-дефектолог

Логопед-дефектолог – это профессионал с педагогическим образованием, прошедший подготовку по направлению «Дефектология». Поле его деятельности – речевые расстройства, формирующиеся у детей с аутизмом, олигофренией, ДЦП, неврозами и т. д.

В программу его обучения входят области знания, дающие возможность выявлять первопричину речевых дефектов и находить подход к юному подопечному.

В ведении логопеда-дефектолога находятся такие неблагополучия:

  • Дизартрия (неверное звукопроизношение из-за ограничения подвижности речевых органов).
  • Алалия – отсутствие речи при сохранном интеллекте. Может быть частичным или полным. Ее частая причина – повреждения головного мозга.
  • Ринолалия (синдром гнусавости). Выражается в изменении тембра голоса и искажении звукопроизношения из-за нарушения резонаторной функции носовой или носоглоточной области.
  • Неправильный темп речи: тахилалия (очень быстрый темп), брадилалия (замедленная речь).
  • Афония (дисфония) – утрата звучности голоса, возможность говорить только шепотом.
  • Заикание — вынужденное повторение звуков, слогов или слов. Может проявляться частыми остановками, нарушающими нормальный ритм речи.
  • Речевые дефекты, возникающие на фоне проблем со слухом.
  • Последствия операций на органах слуха, речевого аппарата.
  • Проблемы, возникающие в процессе овладения чтением и письмом (дислексия, дисграфия, дисорфография).

Работа логопеда-дефектолога нацелена не только на обучение верному произношению звуков

Он стремится (насколько это возможно) «подтянуть» уровень развития подопечного, помогая адаптироваться в окружающей действительности, совершенствуя его мышление, память, внимание.

«Обычный» логопед

В детских садах, школах, разнопрофильных развивающих центрах трудятся учителя-логопеды. Их часто называют «обычными логопедами». Их задача – помощь здоровым детям без серьезных отклонений в развитии. Обычно это выпускники факультетов педагогики или филологических факультетов.

Логопед не только «ставит» звуки, а помогает обогатить словарный запас, работает над интонацией, учит грамотному построению предложений, логичной, связной, красивой речи. Школьникам он бывает полезен в постановке правильной письменной речи.

О профессии логопеда – в этом видеоролике:

Какие упражнения используют дефектологи?

Приведем некоторые развивающие игры, которые применяют в своих занятиях дефектологи.

Упражнения для развития мелкой моторики рук

Упражнения по тренировке движений пальцев рук оказывают стимулирующее влияние на развитие речи. Работу по развитию мелкой моторики рук желательно проводить систематически, уделяя ей по 5-10 минут ежедневно. Массаж рук, ладошек рекомендуют делать уже с годовалого возраста.

Упражнение «Этот пальчик»:

(поочередно загибать пальцы в кулачок)Развитию ручной моторики способствуют также:
— Занятия с пластилином, соленым тестом, мелким строительным материалом, конструктором;
— Нанизывание бус;
— Выкладывание из спичек рисунков, букв, складывание колодцев;
— Одновременно левой и правой рукой складывать в коробку пуговицы, мелкие игрушки, фасоль;
— Рисование по трафарету букв, геометрических фигур, штриховка;
— Рисование по точкам, пунктирным линиям;

Игры на развитие зрительного внимания

— Лото, домино
— НАЙДИ ДВА ОДИНАКОВЫХ ПРЕДМЕТА (Предлагается карточка с изображением пяти и более предметов, из которых два предмета одинаковые. Требуется найти одинаковые предметы, объяснить свой выбор).
— ИСКЛЮЧЕНИЕ ЛИШНЕГО (Предлагается карточка с изображением 4-5 предметов, один из которых отличается от остальных. Необходимо его найти)

Игры на развитие слухового внимания

— ЧТО ЗВУЧАЛО? ( Ребенку демонстрируется звучание разных предметов (звучащих игрушек, музыкальных инструментов). Затем эти предметы звучат за ширмой, а ребенок называет, что звучало).

Игры на развитие моторно-двигательного внимания

— КТО ЛЕТАЕТ? (Взрослый произносит слова. Если он называет летающий предмет, ребенок отвечает «летает» и изображает, что машет крыльями. Если назван нелетающий предмет, то ребенок молчит и не поднимает руки)
— СЪЕДОБНОЕ-НЕСЪЕДОБНОЕ (В зависимости от названного предмета (съедобен он или нет) ребенок должен ловить или отбивать мяч, брошенный ему взрослым).

13.07.2012
Подборку составила Хамелион

Историческая справка

Дефектология как наука относится к педагогической практике научного познания детей из разных возрастных групп, у которых выявлены отклонения физического или психического развития, вследствие чего они лишены возможности обучаться и воспитываться в обычных условиях, определенных существующей культурой.

Сам термин «дефектология» произошел от слияния двух слов: defectus (в переводе с латыни – «отсутствие» или «недостаток») и logos (в переводе с греческого λόγος — «учение, слово, мысль»). Таким образом, понятие дефектологии отражает всю суть учения и используется в качестве титульного названия для отрасли теоретического и практического систематического обучения и воспитания лиц, у которых диагностированы недостатки (дефекты) физического или психического развития.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

История дефектологии берет свое начало в 20 столетии. Эта отрасль начала активно развиваться с того момента, как правительство взяло на себя ответственность за умственно отсталых детей и подростков. Решающим для этого направления научного познания стал 1917 год, когда государство решило главный вопрос об опеке над такими детьми, начав строительство сразу нескольких специальных учреждений.

Рекомендуем: Аутизм — это

Выдающимися личностями, которые внесли огромный вклад в развитие науки дефектологии, а также были ее активными деятелями, являются:

  • И.В. Маляревский, основатель первого в России частного детского заведения врачебно-воспитательного типа с целью оказания помощи детям, предрасположенным к нервным и душевным заболеваниям.
  • Л.С. Выготский, отечественный психолог, педагог-дефектолог, экспериментатор, автор книги «Основы дефектологии» (1934 г.). Основоположник коррекционной педагогики для аномальных детей, руководитель специального научно-практического института, который действует до сих пор.
  • Н.А. Власова, профессор и кандидат педагогических наук, осуществляющая свою деятельность по направлениям дефектология и логопедия, впервые применившая логопедическую ритмику для занятий с заикающимися детьми.
  • Е.К. Грачева, первый в России педагог-дефектолог, осуществляла свою деятельность в приютах для слабоумных подростков и детей.
  • В.П. Кащенко, руководитель уникального учреждения, в котором занимались вопросами педагогической адаптации к социуму детей 4-16 лет, имеющих патологии развития.
  • Г.И. Россолимо, выдающийся психиатр и по совместительству невропатолог, который занимался изучением особенностей развития детской психики и физического здоровья.

В настоящий момент в России открыто немало дошкольных учреждений, школ и лечебно-оздоровительных комплексов, основной деятельностью которых является организация и осуществление воспитательного процесса, обучения, оздоровления детей с особыми потребностями, а также их подготовка к социальным взаимоотношениями и адаптации в условиях ближайшего окружения.

Рекомендации дефектолога

Рекомендации дефектолога родителям выглядят следующим образом:

Постоянно разговаривайте с детьми. Обсуждайте каждое действие и помогайте малышу говорить о том, что он видит, какие люди его окружают, чем они занимаются в данное время.

Общайтесь с ребенком спокойно. Проговаривайте фразы с интонацией и старайтесь всегда произносить предложения на 1-2 слова длиннее, чем малыш.

Задавайте прямые вопросы и выдерживайте паузу, позволяя ребенку обдумать ответ и произнести его. Если кроха затрудняется ответить, задавайте вопрос с союзом «или». Например: «Девочка бежит или идет?». Так ребенку будет проще выбрать ответ.

Слушайте звуки вместе с ребенком. Проговаривайте что вы слышите: лай собаки, шум листьев, дождя, ветра

А после задайте вопрос: «Что слышишь ты?».

Развивайте вместе память и внимание. Расскажите ребенку небольшую историю, а после попросите пересказать услышанный рассказ.

Всегда проводите занятия в спокойной обстановке и игровой форме

Это позволит малышу расслабиться, развить память и сосредоточить внимание.

Прием дефектолога

Детский дефектолог на приеме должен сложить для себя четкое понимание о возможностях и привычках ребенка. Поэтому собираясь на первый визит, необходимо взять с собой медицинскую карту ребенка и все результаты обследований. Специалист начинает работу со сбора анамнеза, включая период беременности и родов. Педагог анализирует поведение ребенка, его привычки, способы реагирования на определенные ситуации и исходя из этого, определяет степень выраженности отклонения.

Диагностика дефектолога

Каждый родитель, собирающий на диагностику ребенка, хочет знать – что делает при осмотре ребенку дефектолог. Дефектолог проводит осмотр и выявляет нарушения, влияющие на развитие малыша

Диагностика осуществляется несколькими методами, в ходе которых педагог наблюдает за вниманием ребенка, его эмоциональной реакцией, оценивает адекватность малыша, наблюдает за реакцией на помощь и за многими другими бессознательными импульсами

Дефектолог обследование проводит следующими методами:

  1. Метод беседы. Педагог задает малышу вопросы и уточняет представления ребенка об окружающем мире, о себе, о привычках и страхах. Таким образом специалист может понять на каком уровне адаптации находится пациент.
  2. Метод наблюдения. Дефектолог – кто это – это специалист, который после беседы дает ребенку личное игровое пространство, в котором он расслабляется. В это время педагог может наблюдать со стороны за игровой деятельностью и оценивать ее.
  3. Тесты. Зачастую специалисты используют тест Д. Векслера.
  4. Проективные методики. Этот пункт включает в себя совокупность множества методов, направленных на исследование личности.
  5. Методики экспериментально-психологической направленности. Способы исследования позволяют выявить психотип и степень психологического развития ребенка.

Как проходят занятия с дефектологом?

Занятия с дефектологом подбираются исходя из особенностей развития ребенка

Важно понимать, что педагог не лечит имеющиеся патологии, он помогает корректировать и компенсировать дефекты создавая для ребенка максимально комфортные условия в социальной среде. Скорость, длительность и частота занятий определяются строго индивидуально и проводятся в расслабленной обстановке

Что дефектолог развивает у ребёнка?

Учитель дефектолог помогает ребенку развивать навыки социальной адаптации для дальнейшего комфортного пребывания в обществе других людей. Педагог ведет обширную работу как непосредственно с воспитанником, так и с окружающими его людьми. Дефектологи консультируются с коллегами, изучают новейшие открытия в области социальной педагогики и работают сообща с родителями ребенка. Они помогают малышу найти свое место в этом мире и жить полной жизнью, не замечая тех или иных отклонений от нормы.

Направления работы дефектолога

Дефектолог работает с проблемными детьми, изучает их недостатки, воспитывает, помогает адаптироваться к окружающим условиям. Задачей дефектолога является выявление аномалий развития, включая их происхождение, закономерности и особенности, и на основе полученных сведений разрабатываются методики коррекции.

Профессия «дефектолог» требует знаний во многих областях: психологии, неврологии, педагогики и т.д. Специалист данного профиля проводит диагностику способностей и уровня развития ребенка. Результатом работы дефектолога является социализация и приобщение к окружающему миру детей с отклонениями в развитии. Наряду с этим специалист данного профиля проводит беседы с родителями, оказывая им помощь в воспитании и понимании своего ребенка.

Таким образом, должностными обязанностями дефектолога являются:

  1. организация и проведение учебно-коррекционной работы с детьми, имеющими отклонения в развитии;
  2. обследование детей с целью определения степени выраженности имеющегося дефекта;
  3. проведение групповых и индивидуальных занятий с целью восстановления нарушенных функций;
  4. консультирование родителей по применению методик и приемов оказания помощи проблемным детям;
  5. ведение документации.

Дефектолог – это социально значимая специальность, требующая глубоких профессиональных знаний и желания помогать детям.

Что входит в область знаний дефектолога

Дефектология является наукой о психофизиологических особенностях развития ребенка с физическими и психическими недостатками, а также о закономерностях их обучения и воспитания.

Именно поэтому коррекционный педагог – это широкое понятие. В качестве дефектологов выступают педагоги, которые специализируются на работе с детьми, обладающими различными отклонениями в развитии. В своей работе они применяют разные средства, способствующие коррекции и компенсации недостатков.

Коррекция предполагает исправление проблем, которые не предполагают серьезных изменений. Компенсация утраченного либо нарушенного анализатора, функции, осуществляется за счет сохраненного качества.

Помимо педагогических дисциплин, будущие специалисты-дефектологи обязательно изучают некоторые медицинские предметы, патопсихологию, специальную и общую педагогику. Они не являются дипломированными врачами, но могут работать в разных реабилитационных медицинских центрах, поселениях для взрослых инвалидов.

Сначала необходимо изучить степень выраженности какого-то дефекта

Для этого специалистом проводится диагностика психических высших функций, оценивается внимание, мышление, воображение, восприятие, речь, память. В зависимости от полученной специализации, дефектолог делает акцент на зрении, слухе, интеллектуальном развитии, восприятии

После завершения диагностики, он определяет направления коррекционной работы, выбирает необходимые приемы, методы работы, составляет план коррекционного воздействия на пациента.

В зависимости от возраста и особенностей человека, дефектолог подбирает условия воспитания, обучения. После консультации с другими специалистами, подбираются конкретные лечебно-оздоровительные мероприятия.

Пациент проходит дополнительное обследование у специалистов: психиатра, невролога, ортопеда, ортодонта, окулиста, ортопеда. Работу дефектолог выстраивает с учетом индивидуальных способностей и возможностей каждого человека, ориентируется он на степень выраженности дефекта. В последние годы термин «дефектолог» используется редко, его подменяют словосочетанием «социальный педагог». На самом деле это абсолютно разные понятия, которые нельзя совмещать в одно определение.

Например, в обычной общеобразовательной школе нет дефектолога-сурдопедагога, работающего со слабослышащими, глухими, глухонемыми детьми. Такие специалисты – это узкая профессия, они трудятся в коррекционных школах-интернатах. От профессионализма таких сотрудников, любви и сострадания их к больным детям, зависит возможность успешной социализации инвалидов, частичная коррекция определенных умений и навыков, а также приобретение новых коммуникативных качеств, позволяющих общаться со здоровыми людьми.

Отставание, а не отсталость

Обучающийся второго коррекционного класса 7 вида (ЗПР) не умел читать, писать, считать, быстро уставал, был вял и равнодушен практически ко всему, испытывал трудности в общении.

Раньше детей с задержкой психического развития считали умственно отсталыми. Но и теперь многим учителям, не имеющим специального педагогического образования, сложно отличит умственную отсталость от отставания, задержки в развитии.

У данного ребёнка проблемы развития имели причину не органического, а нейропсихологического характера. Иначе говоря, головной мозг функционален, но некоторые его отделы медленно созревают.

Я занималась с ребёнком дважды в неделю. Среди нескольких направлений коррекционной работы отмечу нейропсихологические упражнения, направленные на развитие межполушарного взаимодействия. Детям они нравятся. Нейронные связи между правым и левым полушарием можно стимулировать через рисование одновременно обеими руками. Ещё одно простое и забавное упражнение «ухо – нос»: правой рукой берём кончик носа, а левой – мочку правого уха. Затем одновременно меняем руки: правая рука берёт мочку левого уха, а левая рука кончик носа. Повторяем процедуру несколько раз. Попробуйте, это не так просто, как может показаться на первый взгляд.

Также я дала рекомендации классному руководителю, учителю физкультуры и учителю музыки о подходящих данному ребёнку способах поддержки во время урока. В частности, такого ребёнка нужно тщательно инструктировать: то, что другие дети схватывают на лету, ему может быть не понятно без дополнительных объяснений.

Крайне важно чаще обращаться к ученику с данной формой ЗПР с вопросами на уроке. Обычно учителя склонны игнорировать таких детей, потому что они всё равно не способны дать правильный ответ

Это ошибочная стратегия: дело не в том, что ребёнок не сможет в данный момент ответить, а в том, что вопросы учителя стимулируют мозговую активность, благодаря чему созревание нейронов и связей между ними ускоряется.

Ник Вуйчич

Также я дала рекомендации родителям для занятий в домашних условиях

Родителям важно «не жалеть» ребёнка и максимально вовлекать в домашние обязанности: мыть, убирать, готовить. Известный австралийский писатель и спикер Ник Вуйчич родился с синдромом тетраамелии, то есть без рук и без ног

Но в детстве родители поручали ему, например, пылесосить дом. Он зажимал ручку пылесоса между головой и плечом и вполне справлялся с такой задачей. Такой «безжалостный» подход к детям с ОВЗ позволяет максимально раскрыть их потенциал.

Также среди общих рекомендаций родителям стоит отметить развитие пространственных представлений: ближе, дальше, перед, за, спереди от, сзади от, лево, право, слева, левее, правее, сверху, снизу, выше, ниже и др. Это можно делать невзначай: «Возьми кружку справа от тебя и поставь перед тарелкой», «Достань соль с нижней полочки» и т. д.

Важно, что родители данного ребёнка обратились за медицинской помощью и прошли весь курс лечения, назначенный неврологом. Очень часто родители боятся или ленятся обращаться к врачам

Без медицинской помощи эффективность коррекционного процесса сильно снижается.

В результате согласованной работы всех участников образовательного процесса в развитии ребёнка произошёл колоссальный прогресс. В четвёртом классе уровень социальных представлений и умственных действий ученика соответствовал возрастной норме. Программный материал начальной школы усвоен в полном объёме.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий