Федеральный налог. система федеральных налогов

Виды федеральных налогов

Перечень федеральных налогов четко зафиксирован на государственном уровне и содержится в НК РФ в статье 13. Он является исчерпывающим, добавить или убрать сбор из списка можно только при помощи нового федерального закона. Ставку и размер платежей устанавливает 8 раздел 2 части НК РФ. Они определяются для каждого налога отдельно:

Налог Где установлен размер Ставка Исключения
НДС статья 164 НК РФ 10% для объектов из пункта 2,

20% для объектов, не попавших в пункт 1, 2 и 4. В определенных случаях применяется расчетный метод исчисления суммы выплат в порядке, предусмотренном в пункте 4

0% НДС для услуг и товаров, перечисленных в 1 пункте. Обязательно предоставлять документальное подтверждение причисления товара к указанным категориям.
На доход физ. лиц Статья 224 НК РФ 13% в общих случаях.

35% — при доходах, перечисленных во 2 пункте статьи;

30% для прибыли иностранцев (пункт 3), а также для доходов с облигаций, особенности которых устанавливает пункт 6;

9% — для прибыли с обладающих ипотечным покрытием облигаций, попадающих под условия, перечисленные в пункте 5.

Не нужно платить НДФЛ с прибыли, предусмотренной в 217 статье НК РФ.
Госпошлина Статьи 333.21. 333. 23, 333. 24, 333.26, 333.28, 333.30, 333.31, 333.32.1-333.32.3, 333.33 НК РФ Зависит от конкретного совершаемого действия У некоторых категорий лиц есть льготы, позволяющие не платить пошлины.
Акцизы Статья 193 НК РФ Размер налога зависит от количества продукции, точная ставка на каждый подакцизный товар определяется отдельно Уменьшение суммы уплачиваемого акциза предусмотрено в случаях, которые устанавливает статья 200 и статья 203 НК РФ
На водопользование Статья 333.12 НК РФ Зависит от экономического региона, объекта, а также вида деятельности (забор воды, использование поверхности, гидроэнергетика, сплав древесины, водоснабжение населения) Могут применяться различные коэффициенты
За использование объектов животного мира Статья 333.3 НК РФ, пункты 1, 2, 3 Для каждого животного определенного вида предусмотрена своя ставка. Можно заплатить 50% от указанной в пункте 1 стоимости, если изъять животное до года, как гласит пункт 2. Если изъятие животного преследует цели, обозначенные в пункте 3, ставка составляет 0%
На доп. доход при добыче углеводородного сырья Статья 333.54 50% Отсутствуют
За использование биологических водных ресурсов Статья 333.3 НК РФ. пункты 4, 5 ,6 Устанавливается отдельно для каждого вида, 50% от указанной суммы можно заплатить за изъятие молодняка Если преследуются цели, перечисленные в пункте 6, налогоплательщик освобождается от денежной повинности
На прибыль юр. лиц Статья 284 НК РФ 20% в общих случаях, однако 1 пункт предусматривает для власти субъектов возможность снижать ставку за счет уменьшения доли налога, поступающей в региональные бюджеты. По правилу в казну страны поступает только 3%, основные средства идут на пополнение бюджетов регионов В отношении организаций, подпадающих под перечисленные условия в пункте 1 подпунктах 1.1-1.12, кроме 1.2-1, 1.4 и 1.6, в пункте 3 части 1 и 1.1, в пункте 4 части 3, подпункте 4.1, пункте 5, закон определяет ставку 0%.
На добычу полезных ископаемых Статья 342 НК РФ Ставки перечислены в пункте 2 и зависят от вида сырья Предусмотрена ставка 0% при наличии условий, указанных в пункте 1

Общие сведения

В независимости от формы собственности, всем бухгалтерами и управляющим различных предприятий следует хорошо разбираться в налоговом законодательстве. Особенно если дело касается не местных, региональных, а федеральных налогов.

Так как наказание за их неуплату достаточно сурово

Особенно важно ознакомиться со следующими вопросами:

  • основные определения;
  • классификация налогов;
  • законные основания.

Очень важно знать, какие именно налоги признаются федеральными. Так как бухгалтерский учет должен полностью отражать все моменты, касающиеся налогообложения

Определения

Под налогами федерального типа понимаются всевозможные сборы, которые определяются НК РФ. При этом уплачивать их обязательно на всей территории страны, в независимости от типа организации, величины доходов, типа деятельности и иных важных факторов.

Прежде всего, следует разобраться со следующими определениями, непосредственно касающимися налогообложения:

  • облагаемая налогами база;
  • льготы;
  • налоговая ставка;
  • порядок изменения величины налоговой базы.

Наиболее важным определением является налоговая база. Оно является физической, стоимостной или иной характеристикой, при учете которой осуществляется расчет непосредственно самого платежа в государственный бюджет.

Порядок формирования налоговой базы зависит от вида федерального налога. Под налоговой ставкой понимается некоторый процент, который также называется нормой налогового обложения.

Она представляет собой определенную величину начислений на конкретную налоговую базу. Следует учитывать, что ставка может зависеть не только в от разновидности налога, но также от юридического статуса лица, уплачивающего его.

Налоговые льготы представляют собой некоторые послабления со стороны государства, основанием для которых являются какие-либо законодательные акты.

При этом льготы по федеральным налогам являются специальным инструментом для стимулирования предприятий, ведущих какую-либо определенную деятельность.

Измерение налоговой базы осуществляется при помощи единицы обложения. Она может быть представлена следующим:

  • деньгами;
  • единицей измерения товара (кг, шт. или иное);
  • единицей площади.

В каждом случае способ измерения налоговой базы сугубо индивидуальный. Но важнее всего знать, какие отчисляются налоги в федеральный бюджет. Этот момент является основополагающим.

Классификация налогов

На сегодняшний день все существующие на территории Российской Федерации налоги, обозначенные в соответствующем разделе Налогового кодекса, можно разделить на следующие основные категории:

  • федеральные;
  • местные;
  • региональные.

Каждая разновидность имеет свое назначение. Местные налоговые сборы чаще всего выплачиваются физическими лицами.

Относятся к разряду местных:

В отличие от местных налогов, федеральные налоги зачисляются в бюджет федерального уровня. Вся суть сборов рассматриваемого типа раскрыта непосредственно в их названии, что существенно упрощает понимание.

К налогам регионального типа, согласно действующему Налоговому кодексу, можно отнести:

  • налог на ТС;
  • налог на имущество организаций – в независимости от формы собственности;
  • сборы с доходов от игорного бизнеса.

Местные, а также региональные налоги устанавливаются законодательными органами субъектов РФ. После этого специальные представительные учреждения осуществляют определение основных элементов налогообложения:

  • ставок;
  • порядка уплаты;
  • сроков перечисления средств в бюджет;
  • льгот.

Порядок использования льгот также определяется местными властями. Налоги, взимаемые в пользу государства, являются обязательными к уплате.

При этом их тип (федеральные, местные и иные) значения не имеет. Наказание за уклонения от уплаты налога любого типа одинаково сурово.

Законное обоснование

Очень важно достаточно хорошо знать законодательное обоснование существования федеральных налогов, отдельных их разновидностей. Следует изучить следующие документы, представляющие собой законодательную базу:

Следует изучить следующие документы, представляющие собой законодательную базу:

Очень важно помнить, что законодательство в непрерывном режиме реформируется, и каждый год в него вносятся различные изменения. Очень важно следить за последними изменениями законодательства, а также за сменой КБК

Так как при неправильном указании последнего средства не дойдут до нужного бюджета (федерального, местного)

Очень важно следить за последними изменениями законодательства, а также за сменой КБК. Так как при неправильном указании последнего средства не дойдут до нужного бюджета (федерального, местного)

Налог на доход физлица – что это?

Физические лица, получающие доход (денежные средства) обязаны отказаться от его части в пользу государственного бюджета по установленной ставке. Эта отчуждаемая часть и считается подоходным налогом, который является прямым и основным для всего населения России.

Отметим, что такой налог платят не только лица физические, но и юридические

Расчёт суммы, которая полагается для уплаты в государственную казну, производится на основании двух базовых величин:

  • налоговой (финансовой) базы;
  • налоговой ставки.

Поговорим об этих важных понятиях.

Характеристики налоговой базы

Для каждого типа дохода (объекта налогообложения) применяется такая характеристика, как налоговая база. Она необходима, чтобы измерить такой объект, выразить его количественно. По сути, налоговая база является набором доходов, с которых взимаются прямые налоги.  В конце каждого налогового периода (месяц, три месяца, год или иные временные рамки) определяется налоговая база.

Существует система – налоговый учёт, обобщающая данные для определения налоговой базы. Каждая организация в статусе налогового агента самостоятельно формирует такую систему учёта. Это необходимость, установленная законодательно. Все организации-плательщики несут ответственность за своевременность, достоверность и прозрачность налоговой информации. Согласно НК РФ, существует два метода учёта налоговой базы: кассовый и накопительный. В первом случае учитываются фактические доходы, которые уже получены. Накопительный метод учитывает не сами деньги, а права на них. То есть, если организация ещё не получила средства, но имеет право на их получение, за доходы будет принят именно этот факт.

Согласно статье 210 НК России, в налоговую базу включаются три формы доходов плательщиков: материальная, натуральная и денежная

При этом для каждой формы финансовая база будет рассчитана отдельно, так как каждый вид доходов имеет свои ставки. Налоговая база – это величина, помогающая в расчётах суммы подоходного налога. Чтобы её рассчитать, нужно умножить базу на налоговую ставку.

Налоговые ставки в Российской Федерации

Налоговая ставка – это величина налоговых исчислений, помноженная на единицу, которой измеряют налоговую базу. Это обязательный элемент и основной критерий для подсчёта любого налога, установленный законодательно.

Таблица 1. Налоговые ставки в РФ

Ставка
Значение
13%
Ставкой в стандартные 13% процентов облагается доход физических лиц, не важно, будь то полученные в качестве оплаты труда средства или деньги за продажу квартиры. С наступлением 2015 года данная ставка стала действительна и для выплаты дивидендов
Обратите внимание, финансовая база для отчисления по дивидендам определяется отдельно от других поступающих средств, подлежащих обложению по стандартной ставке.
9%
9% снимается с денег, поступающих в виде выпущенных до наступления 2007 года ипотечных облигаций

Эта же ставка действительна для средств, поступающих к учредителям управляющего ипотечным покрытием союза, которые были приобретены в результате покупки сертификатов на участие ипотечное, совершенной до наступления 2007 года.
15%
Нерезиденты Российской Федерации, являющиеся физическими лицами, имеющими доли в компаниях, расположенных и работающих в России, следовательно, и получающих тут средства, облагаются ставкой в 15% от суммы поступившего дохода.
30%
Прочие доходы нерезидентов, не включенные в предыдущий пункт, облагаются налогами в размере 30%.
35%
35% снимается с полученных гражданами денежных выигрышей за участие в любого рода мероприятиях, а также по процентам сделанного банковского вклада.

Основные функции налогов

Налоги выполняют одновременно четыре основные функции: фискальную, распределительную, регулирующую и контролирующую.

Фискальная функция налогообложения — основная функция налогообложения. Исторически наиболее древняя и одновременно основная: налоги являются преимущественной составляющей доходов государственного бюджета. Реализация функции осуществляется за счёт налогового контроля и налоговых санкций, которые обеспечивают максимальную собираемость установленных налогов и создают препятствия к уклонению от уплаты налогов. Проще говоря, это сбор налогов в пользу государства. Благодаря данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства. Все остальные функции налогообложения — производные от фискальной функции.

Распределительная (социальная) функция налогообложения — состоит в перераспределении общественных доходов (происходит передача средств в пользу более слабых и незащищённых категорий граждан за счёт возложения налогового бремени на более сильные категории населения).

  • Регулирующая функция налогообложения — направлена на решение посредством налоговых механизмов тех или иных задач экономической политики государства. В рамках регулирующей функции налогообложения выделяют три подфункции: стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную.

    • Стимулирующая подфункция налогообложения — направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Она реализуется через систему льгот и освобождений. Нынешняя система налогообложения предоставляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и т. д.

    • Дестимулирующая подфункция налогообложения — направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов.

    • Воспроизводственная подфункция предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду и т. д.

Контрольная функция налогообложения — позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступлений в бюджет денежных средств и сопоставлять их величину финансовых ресурсов.

Правовые основы федеральных налогов и сборов (их характеристика)

Законодательство о налогах строится на единстве финансовой государственной политики, которая проявляется в установлении закрытых налогов, действующих в стране. Каждый из видов относится к разному уровню в зависимости от выполняемых функций и полномочий. Стоит сказать, что независимо от того, на каком уровне системы закреплен налог, решать вопросы по обложению органы могут только в рамках своей компетенции.

Пени на прибыль в федеральный бюджет

Применение федеральных законов да и они сами связаны со множеством нюансов и особенностей. К наиболее важным относится: — если налог — федеральный, то это не означает, что все уплачиваемые суммы идут именно в соответствующий бюджет, так как они могут разделены;

— при использовании разных специальных режимов обложения могут вводиться дополнительные сборы федерального значения.

Закон, регулирующий федеральное налогообложение гласит, что распределение средств может быть многоуровневым. В таком случае средства распределяются между тремя уровнями.

Право на такие действия имеет только Налоговая служба, причём иногда при особых условиях. Что касается процесса оплаты, то здесь есть своя специфика. В особенности это относится к официально трудоустроенным физическим лицам. Согласно законодательству НДФЛ за них уплачивается работодатель — налоговый агент.

В НК РФ чётко определены ситуации, когда граждане имеют право на получено определённых льгот. Он обязан оплачивать 13 процентов с дохода работника, которые включаются в общий заработок. Зачисляемые налоги включаются в счёт работника.

Сборы устанавливаются изменяются или отменяются

Если налог исчисляется за определённый период, то и на его уплату отводится определённое время. Универсального срока не существует. Каждый из них имеет свои временные границы для оплаты. При этом этот может быть конкретная дата или целый период, а также событие или действие.

Федеральные налоги и сборы устанавливаются на уровне государства и фиксируются в НК РФ. В данном акте перечисляются все виды, сроки и порядок исчисления, а также уплаты по каждому отдельному налогу. Все эти платежи выполняют функцию пополнения бюджета. Законодателем отслеживаются изменения, которые происходят в законодательной сфере и корректируется система обложения. Вступают в силу новые системы расчёта, а также изменённые поступающие платежи, только после издания соответствующего акта, преимущества которого уже не раз обсуждены на собрании правительства.

Задолженность физических лиц по налогам

Не всегда налогоплательщиком самостоятельно определяется дата платежа. Когда налоговая служба рассчитывает налог самостоятельно, то гражданин или предприниматель обязан перечислить в бюджет средства только после того, как придёт уведомление. Если ранее была уплачена сумма больше, чем было нужно, то сумма подлежащая к уплате уменьшается. Если же ситуация иная, то сумма будет больше со штрафами и пенями. Статистика показывает, что безнадежная недоимка в отношении плательщиков возникает редко.

Таковыми признаются платежи, которые не были сделаны вовремя. Кстати, чтобы не было проблемы с оплатой, Сбербанк предлагает оформить услугу Автоплатеж, которая будет получать от налоговой исчерпывающий ответ по вашим долгам и предлагать заплатить их. Только определитель для себя сначала, нужно ли вам это.

Как правило, оно содержит исчерпывающую информацию о платеже. В соответствии с какой статьёй он уплачивается, сколько нужно платить, в каком году, а также возможные штрафы кратко.

За просроченный платёж назначаются штрафы плательщика, обязан не только уплатить налог, но и штрафы с пенями. При невыполнении требований налог будет взыскания в принудительном порядке. Для этого сумма списывается со счёта плательщика на необходимые реквизиты, а если денег недостаточно, то налоговая вправе реализовать имущество.

Порядок уплаты налогов и сборов

Если исчисление налога происходит за определенный налоговый период, то и для его уплаты отведены специальные сроки. Универсальных сроков для уплаты федеральных налогов и сборов
не существует. Каждый раз необходимо сверяться с нормами НК РФ. При этом могут использоваться привязки к календарным датам или целому периоду времени, а также указания на конкретное событие или действие.

Не всегда налогоплательщик сам определяет дату платежа. Когда расчет суммы налога лежит на налоговой службе, то обязанность перечислить деньги в бюджет возникает только после получения уведомления.

Но один принцип уплаты налогов неизменен: за просрочку назначаются штрафные санкции. И налогоплательщик будет обязан перечислить в бюджет не только сумму налога, но и дополнительные платежи, такие как штрафы и пени. При невыполнении требования налоговой инспекции средства для погашения задолженности будут взыскиваться принудительно. Для этого деньги разыскиваются на счетах должника, а если их недостаточно, то реализуется его имущество.

Федеральные налоги и сборы
устанавливаются на общегосударственном законодательном уровне и фиксируются в НК РФ. В этом нормативном акте перечислены все их виды, а также указан порядок исчисления и уплаты касательно каждого налога и сбора. Федеральные налоги и сборы
вместе с установленными на региональном и местном уровнях выполняют функцию пополнения бюджета. Законодатель отслеживает изменения, происходящие в сфере экономики, и корректирует систему налогообложения — изменяет отдельные элементы налогов или удаляет какой-то налог либо добавляет новый.

Отечественная система налогообложения характеризуется как многоуровневая, и представлена в виде федеральных, региональных и местных налогов. Самые значимые и трудоемкие бюджетные платежи, которыми являются федеральные налоги и сборы, устанавливаются в соответствии со ст. 12 НК РФ на территории всей нашей страны.

Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет устанавливается на основании раздела VIII ч. 2 НК РФ. Положения этого нормативного документа определяют налоги в федеральный бюджет (список представлен ниже).

Местные налоги

Местными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

Перечень местных налогов определен ст. 15 НК РФ:

1) Земельный налог;

2) Налог на имущество физических лиц.

3) Торговый сбор

4) Курортный сбор (проводится эксперимент до 31.12.2022 на основании Федерального закона от 29.07.2017 N 214-ФЗ)

Особенности местных налогов регулируются п. 4 ст. 12 НК РФ:

Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах.

Местные налоги и сборы устанавливаются НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов (внутригородских районов) о налогах и сборах и обязательны к уплате на территориях соответствующих поселений (межселенных территориях), городских округов (внутригородских районов). Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях поселений (межселенных территориях), городских округов (внутригородских районов) в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов (внутригородских районов) о налогах и сборах.

В городском округе с внутригородским делением полномочия представительных органов муниципальных образований по установлению, введению в действие и прекращению действия местных налогов на территориях внутригородских районов осуществляются представительными органами городского округа с внутригородским делением либо представительными органами соответствующих внутригородских районов согласно закону субъекта Российской Федерации о разграничении полномочий между органами местного самоуправления городского округа с внутригородским делением и органами местного самоуправления внутригородских районов.

Местные налоги и сборы в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе устанавливаются НК РФ и законами указанных субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, обязательны к уплате на территориях этих субъектов Российской Федерации. Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в соответствии с НК РФ и законами указанных субъектов Российской Федерации.

При установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены настоящим Кодексом. Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются НК РФ.

Представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, могут устанавливаться особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения.

При установлении местных сборов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, ставки сборов, а также могут устанавливаться льготы по уплате сборов, основания и порядок их применения.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий