Функции центрального банка

Надзорные функции ЦБ в банковском секторе

В сфере банковского надзора Центробанк выполняет ключевые функции. Это то направление деятельности, которое особенно интересует вкладчиков проблемных банков. Перед регулятором банковского сектора стоят следующие задачи:

  • контроль за безналичными и наличными операциями;
  • выполнение требований закона 115 ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансирования терроризма»;
  • внешний аудит отчетности и правил бухгалтерского учета;
  • выдача, приостановка действия и отзыв лицензий;
  • санация проблемных банков (докапитализация с целью финансового оздоровления);
  • организация выплат вкладчикам обанкротившихся банков и застрахованным клиентам негосударственных пенсионных фондов;
  • контроль соблюдения обязательных требований к собственному капиталу банков, норм резервирования на случай возможных потерь и др.

В 2013 году в должность председателя Центрального банка вступила Эльвира Набиуллина. Одновременно с этим были заметно расширены полномочия Центрального Банка, который приобрел статус мегарегулятора. С тех пор под надзором ЦБ оказались не только банки, но и небанковские финансовые организации: страховщики, инвестиционные компании, фондовые биржи и брокеры, негосударственные пенсионные фонды и др. В мае 2017 года Центральному банку было доверено проведение санации банков. Таким образом, в ведении Агентства по страхованию вкладов (АСВ) остались только выплаты вкладчикам банков, лишенных лицензии.

Ужесточились требования Банка России к кредитным организациям. Самой жесткой карательной мерой, применяемой к банкам, является отзыв лицензии и ликвидация финансового учреждения. Число отзываемых Центробанком лицензий стало расти с 2013 года и достигло пикового значения в 2015 (87 банков) и 2016 (93). Соблюдение обязательных нормативов стало контролироваться более жестко, возросло количество аудиторских проверок.

Главной причиной «закручивания гаек» стало ухудшение финансовых показателей российских банков. Сказалось введение в 2014 году санкций, из-за чего коммерческие банки лишились доступа к дешевым кредитам на Западе. Также повлияло вступление в силу международного банковского протокола Базель III, по которому ужесточились требования к достаточности собственного капитала. В 2017 году лишений лицензии стало меньше (47). Но во втором полугодии произошли огромные по масштабам события, связанные со спасением трех игроков рынка. Два из них входили в десятку крупнейших и в список системно значимых банков. У всех на слуху санация самого большого в России частного банка Открытие, затем БИН банка и Промсвязьбанка. Во всех трех банках введена временная администрация и внешнее управление. После завершения финансового оздоровления Центральный банк организует выпуск акций санированного банка. Они будут предложены инвесторам на открытом рынке.

Санация не затрагивает интересов обычных вкладчиков. Отделения в обычном режиме работают с клиентами, выдаются кредиты, обслуживаются карты. Отдельно стоит сказать, что иногда в ходе мероприятий по финансовому оздоровлению не удается оградить от потерь частных инвесторов. Риски держателей ценных бумаг, в отличие от депозитов, не застрахованы. Примером могут послужить еврооблигации Открытия, обязательства по которым на сумму почти миллиард долларов были списаны как безнадежные.

Если вы хотите проверить информацию об интересующем вас банке, вы всегда можете сделать это на официальном сайте регулятора в разделе «Информация по кредитным организациям» по этой ссылке.

К сожалению, вмешательство мегарегулятора, поддерживая стабильность финансовой системы, приводит и к побочным последствиям. Почти 70% банковского сектора уже перешло в собственность госбанков. В десятке крупнейших банков остался только один частный (Альфа банк). На спасение только Открытия, БИНа и Промсвязьбанка потребуется более триллиона рублей. Деньги на эти цели Центробанк берет не из казны, а из специального Фонда консолидации банковского сектора (ФКБС). Фонд пополняется за счет реализации активов и имущества проблемных банков внешним инвесторам. Ими чаще всего оказываются банки с государственным участием. Передача банков в государственные руки в условиях кризиса во всем мире является вынужденной и временной мерой. Однако в России, как известно, нет ничего более постоянного, чем временное. Снижение конкуренции в банковском секторе с большой вероятностью означает ухудшение качества обслуживания и сокращение выбора банковских продуктов.

Ключевые функции Банка России

В чем заключаются собственно основные функции ЦБ РФ? Они формируют довольно обширный перечень:

  • взаимодействие с правительством РФ на предмет выработки единой денежно-финансовой политики государства;
  • монопольная эмиссия рубля, организация денежного обращения национальной российской валюты;
  • кредитование и рефинансирование частных банков;
  • установление правил расчетов в РФ, проведения банковских операций;
  • обслуживание бюджетов;
  • управление ЗВР государства;
  • работа по государственной регистрации и лицензированию частных банков;
  • контроль над деятельностью коммерческих кредитно-финансовых структур в части обеспечения законности их функционирования;
  • мониторинг работы частных банков;
  • регистрация эмиссионных процедур, осуществляемых кредитными учреждениями;
  • валютное регулирование и соответствующий контроль;
  • формирование правил расчета российских финансовых резидентов с зарубежными структурами;
  • установление норм, регулирующих бухгалтерский учет и отчетность в РФ;
  • формирование правил, касающихся купли-продажи иностранной валюты;
  • контроль над инфляционными процессами.

Также ЦБ занимается аналитической работой в части выявления ключевых показателей эффективности экономики РФ.

Отмеченные функции ЦБ России коррелируют с ключевыми целями деятельности российского Центробанка.

В числе таковых:

  • обеспечение устойчивости национальной валюты,
  • развитие и укрепление кредитно-финансовой системы РФ,
  • обеспечение эффективной работы платежной системы государства.

Отмеченные цели, поставленные перед российским Центробанком, предполагают их последовательное достижение при участии различных структурных подразделений главного банковского учреждения России. Рассмотрим данный аспект подробнее.

Структура центрального аппарата Банка России

Председатель Банка России
Э.С. Набиуллина

Первый заместитель Председателя
О.Н.
Скоробогатова

Департамент национальной платежной
системы

А.С.
Бакина

Департамент
финансовых технологий

И.В.
Зимин

Департамент
проектов и процессов

В.С. Казарин

Департамент информационных
технологий

З. Н. Кахруманова

ТЦ «Нудоль» Банка России
А.В. Машкин

Операционный
департамент

А.А.
Попов

Первый заместитель Председателя
Д.В. Тулин

Заместитель Председателя

О.В. Полякова

Департамент надзора за
системно значимыми кредитными
организациями

М.А.
Ковригин

Служба текущего банковского
надзора

Б.А.
Шабля

Заместитель Председателя —
руководитель Главной инспекции Банка России

В.А.
Сафронов

по вопросам организации инспекционой деятельности
в отношении
КО подчиняется Д.В. Тулинупо вопросам
организации инспекционой
деятельности в
отношении НФО подчиняется В.В. Чистюхину

Департамент обеспечения
банковского
надзора

А.С.
Данилов

Департамент финансового
оздоровления

А.Ю.
Жданов

Департамент банковского
регулирования

А.А.
Лобанов

Первый заместитель Председателя
С.А. Швецов

Департамент стратегического развития
финансового рынка

С.С. Золотарева

Департамент противодействия
недобросовестным практикам

В.В.
Лях

Служба по защите прав потребителей и
обеспечению доступности финансовых услуг

М.В.
Мамута

Департамент
корпоративных отношений

В.Ю.
Степаненко

Департамент допуска и прекращения
деятельности финансовых организаций

Л. А. Тяжельникова

Первый заместитель Председателя
К.В. Юдаева

Департамент
обработки отчетности

О.А.
Гончарова

Департамент
финансовой стабильности

Е.О.
Данилова

Служба
анализа рисков

А.П.
Дымов

Департамент международного сотрудничества

А.С. Липин

Департамент
исследований и прогнозирования
А.Г.
Морозов

Департамент статистики и управления
данными

Е.В.
Прокунина

Заместитель Председателя
М.Ю.
Алексеев

«РОСИНКАС»

О.В. Крылов

Департамент наличного денежного
обращения

А.И.
Лахтиков

Заместитель Председателя
Р.Н.
Вестеровский

Университет Банка
России

А.Ю.
Афонин

Департамент кадровой
политики

П.Н.
Панкин

Департамент недвижимости
Банка России
В.Ю. Тарасов

Департамент
закупок Банка России

М.В. Тимошенко

Заместитель Председателя
А.Б. Заботкин

Департамент
денежно-кредитной политики

К.В.
Тремасов

Заместитель Председателя
А.В. Кружалов

Департамент полевых
учреждений
О.Н. Беленко

Департамент регулирования
бухгалтерского учета

М.С.
Волошина

Главный бухгалтер — директор
Департамента бухгалтерского учета и отчетности

И.Ю.
Грановская

Финансовый департамент

О.И. Солодухина

Административный
департамент
С.Б. Якушин

Заместитель Председателя
Д.Г.
Скобелкин

Межрегиональный центр
безопасности Банка России
Ю.Г. Бочаров

Представительство Центрального Банка Российской
Федерации (Банк России) в Китайской Народной
Республике, г. Пекин

В.Е. Данилов

Департамент безопасности
Банка России
С.В. Петрищев

по некоторым вопросам подчиняется Председателю Банка России

Департамент информационной
безопасности

В.А.
Уваров

Департамент финансового мониторинга и
валютного контроля

И.В.
Ясинский

Заместитель Председателя
В.В.
Чистюхин

Департамент
страхового рынка

Ф.Г.
Габуния

Департамент
микрофинансового рынка

И.А.
Кочетков

Департамент инвестиционных финансовых посредников

К.В.
Пронин

Департамент инфраструктуры финансового рынка

Л.К.
Селютина

Главный аудитор Банка России
В.П. Горегляд

Департамент внутреннего аудита

Н.Н.
Суриков

Юридический
департамент

А.Г. Гузнов

Аппарат Банка России
Г.В. Мечкова

Департамент
операций на финансовых рынках

А.В.
Каштуров

Департамент по
связям с общественностью

М.В.
Рыклина

Цели и функции ЦБ

Центральный банк РФ, сокращенно ЦБ — это главный финансовый регулятор России, совместно с федеральным правительством разрабатывающий и осуществляющий денежно-кредитную политику государства, а также сосредотачивающий в одном гос. органе надзорные, карательные и регулирующие функции в отношении банковского и в целом финансового сектора национальной экономики.

Регулирующий в настоящее время деятельность Банка России закон 86-ФЗ от 10 июля 2002 года определяет следующие цели Центробанка:

  1. защита национальной валюты и обеспечение ее устойчивости
  2. развитие платежной системы РФ и забота о ее стабильности
  3. укрепление и развитие российской банковской системы
  4. развитие финансового рынка страны и опять же обеспечение его стабильности

Важно: в законе указано, что получение прибыли в цели Банка России не входит. Тем не менее ЦБ РФ способен извлекать прибыль — возможны операции Банка России со следующими контрагентами:. российскими и зарубежными кредитными организациями

российскими и зарубежными кредитными организациями

  • центробанками других государств
  • Правительством РФ

органами федеральной власти и местного самоуправления, организациями и фондами с гос. участием, предоставляя банковские услуги гос. структурам

Частных лиц и коммерческие организации ЦБ не обслуживает. При этом в 2010-2015 годах 75% прибыли Центробанка перечислялось в федеральный бюджет, в 2015-м — помимо того 15% Внешэкономбанку, с 2016 года — 90% в федеральную казну. Функции ЦБ имеют длинный перечень, назовем основные:

  • разрабатывает и проводит совместно с российским правительством государственную денежно-кредитную политику, направленную на стабильное функционирование и развитие финансового рынка страны
  • организует денежное обращение, эмитирует (выпускает) наличные деньги
  • управляет собственными золотовалютными резервами
  • организует систему гос. поддержки и рефинансирования кредитных организаций
  • осуществляет надзор за деятельностью банковских, микрофинансовых и страховых организаций, кредитных потребительских (включая сельскохозяйственные) и жилищных накопительных кооперативов, ломбардов, брокерских компаний, пенсионных фондов
  • устанавливает правила проведения расчетов и банковских операций, а также порядок бухгалтерского учета в РФ
  • занимается регулированием валюты, определяет и публикует официальные валютные курсы

Изменения в федеральном законодательстве, принятые в 2020 году, расширили права Банка России, позволив регулятору также проводить санацию банков без участия Агентства по страхованию вкладов. ЦБ получил право вливания в санируемые фин. организации средств из Фонда консолидации банковского сектора, а также право назначения в состав временной администрации специалистов Управляющей компании ФКБС.

Составляет Банк России и список надежных банков, к которым относят системно значимые, поскольку их регулятор не закрывает даже при огромной недостаточности капитала. В этом случае проводится санация. При этом рейтингов кредитных организаций ЦБ РФ не формирует, их составляют независимые эксперты на основе данных с его сайта. Как видно, функции ЦБ весьма разнообразны.

Характеристика базовых функций и операций центрального банка

Для того, чтобы центральный банк достиг обозначенные выше цели, законодатель наделяет их большим объёмом полномочий. По мнению специалистов, центральные банки в основном выполняют следующие базовые функции:

  • денежная эмиссия, то есть выпуск в обращение официально признанных в качестве средств платежа денежных знаков;
  • разработка и реализация государственной денежно-кредитной (монетарной) политики, которая предполагает управление денежных и кредитных спроса и предложения;
  • установление официального курса иностранных валют и валютное регулирование в иных формах;
  • рефинансирование (кредитование) участников финансового сектора страны;
  • обеспечение проведения платежей и управление национальной платёжной системой;
  • казначейское обслуживание правительства и подведомственных ему органов, которое заключается в проведении платежей, приёме депозитов, кредитовании, покупке государственных долговых ценных бумаг;
  • управление международными резервами, состоящими из монетарного золота и средств в иностранной валюте;
  • проведение операций с международным валютным фондом и другими международными финансовыми организациями от имени государства.

Центральные банки не всех стран мира монопольно осуществляют эмиссию денежных средств. Так, в Шотландии и Северной Ирландии, в Гонконге и Макао полномочиями выпускать банкноты наряду с центральным банком наделены и частные банки. Причём эти банкноты должны быть обеспечены резервами, хранящимися в центральном банке.

Во многих случаях центральные банки являются регулирующими и контрольно-надзорными органами в сфере финансовых отношений. Как правило, центральные банки осуществляют надзор за деятельностью коммерческих банков, иногда к их числу заодно могут быть отнесены небанковские кредитные и финансовые инфраструктурные организации.

Если центральный банк единолично наделяется полномочиями по регулированию, контрою и надзору на всех финансовых рынках страны, то он превращается в мегарегулятор финансового сектора национальной экономики. Подобная ситуация свойственна для текущей финансовой системы Российской Федерации.

Существуют примеры обратных случаев, когда функции центрального банка децентрализируются. Их в основном распределяют между правительством и правительственными ведомствами. В первую очередь, речь идёт про министерство финансов, а также про специально создаваемые монетные дворы, суверенные фонды и другие государственные агентства. Они обычно занимаются технической эмиссией банкнот и монет, управлением золотовалютными резервами и проведением международных операций.

В странах, которые характеризуются отдалённостью некоторых территорий и наличием нескольких часовых поясов, центральные банки создают широкую сеть филиалов или отделений. Тогда образуются центральный (головной) аппарат банка и его территориальные подразделения, чьи операции консолидируются друг с другом.

Также возможно открытие центральными банками своих представительств в других странах. Например, в 2017 году Банк России открыл первое и пока единственное представительство в Пекине (Китай). Оно должно будет заниматься защитой прав и законных интересов отечественных банков и финансовых учреждений, выходящих на рынок Китая, а также привлечением китайских инвесторов.

Нужна ли ЦБ независимость?

Итак, должен ли ЦБ быть независимым от правительства? Есть две полярные точки зрения на этот счет.

Первая предполагает — да, ЦБ должен быть как можно более независимым от других политических институтов. Это предопределяется законами капиталистической экономики, по которым чем большую свободу действий имеет тот или иной субъект рынка, тем более эффективно развивается хозяйственная система — в той или иной отрасли либо в масштабах государства в целом.

Основной контраргумент отмеченной позиции — независимость ЦБ хороша ровно до того момента, пока в экономике не начался кризис. После этого действия ЦБ, продиктованные неким анализом и расчетами, в которых всегда может закрасться ошибка, могут предопределить возникновение масштабного социально-политического кризиса. В подобных сценариях Центробанк должен, и это как минимум, учитывать позицию правительственных структур, а лучше всего — приводить свои активности в соответствие с теми приоритетами, что формируются на уровне небанковских политических институтов.

Каков статус ЦБ РФ, насколько он независим от государственных структур? С одной стороны, в законодательстве РФ есть формулировки, по которым основные функции и задачи ЦБ РФ предполагают активности при условии суверенитета ЦБ относительно Правительства. С другой стороны, ЦБ РФ подотчетен органам власти — в частности Государственной Думе. Таким образом, российский Центробанк юридически имеет возможность действовать независимо, на практике — реальное задействование соответствующих полномочий проследить сложно.

В сообществе российских экспертов распространен тезис в подтверждение независимости ЦБ, который заключается в фактическом нежелании Центробанка России пускать золотовалютные резервы государства на инфраструктуру либо решение социальных задач — вместо этого ЗВР продолжают держаться в иностранных активах. В этом смысле активности Банка России могут оцениваться как несоответствующие приоритетам Правительства. Есть и контраргумент данному тезису — на данный момент ЗВР, исходя из макроэкономических реалий, не вполне целесообразно использовать как инвестиционный ресурс. Лучше пусть это будут резервы на случай кризисов в экономике. Как только необходимость в использовании ЗВР как инструмента инвестиций появится, и правительство РФ подтвердит это, ЦБ высвободит соответствующие резервы, полагают исследователи.

Руководители Центробанка

Председатель Банка России – это официальный руководитель Центрального банка Российской Федерации. Руководитель действует от имени Банка России и представляет его интересы. Как и любой начальник, председатель ЦБ имеет право назначать на должность сотрудников, а так же освобождать от должности, в том числе и заместителей председателя Банка, а так же возлагает на них определенные обязанности.

Естественно каждый нормативный или финансовый документ проходит через проверку и подписывается председателем ЦБ.

Интересный момент! Когда на заседании совета директоров ЦБ РФ в голосовании по определенному вопросу имеется равенство голосов, то голос председателя Банка России является решающим.

Кандидатура Председателя Центрального Банка предлагается Государственной Думе президентом. Для утверждения кандидатуры на должность необходимо пройти процедуру голосования, по стандартам которого, выигрывает кандидат, набравший максимальное количество голосов. Срок правления на данной должности ограничен 4 годами, а вот максимум занимать данный пост разрешается законом не более 3 сроков подряд.

Центральный Банк появился еще в далеком 1860 году, а если быть точнее, 11 июня. Только назывался он по-другому, по-царски: «государственный Банк Российской империи». В Таблице указаны основные председатели Центрального Банка с 1980 года по настоящее время, а так же название банка в то или иное время.

Наименование БанкаПредседатели Правления
Государственный Банк Российской Империи (1860-1917)Штинлиц

Ламанский

Цимсен

Жуковский

Плеске

Тимашев

Коншин

Шипов

Народный Банк РСФСР (1917-1920)Пестковский

Оболенский

Пятаков

Попов

Ганецкий

Государственный Банк СССР (1921-1991)Шейнман

Туманов

Пятаков

Калманович

Марьясин

Кругликов

Гричманов

Булганин

Соколов

Попов

Коровушкин

Посконов

Свешников

Алхимов

Деменцев

Гаретовский

Геращенко

Зверев

Центральный Банк Российской Федерации (1991- по сегодняшний
день)
Матюхин

Геращенко

Парамонова (и.о.)

Дубинин

Игнатьев

Набиуллина (на сегодняшний день)

С 24 июня 2013 года и по настоящее время Председателем Правления Центробанка является Эльвира Сахипзадовна Набиуллина. Предыдущий Председатель, Сергей Михайлович Игнатьев, входит в Совет директоров Банка в должности советника Председателя.

Помимо Председателя банком управляет Совет Директоров, в котором числится 14 человек, включая Набиуллину. Члены Совета Директоров назначаются Государственной Думой сроком на 5 лет. В обязанности совета входит проведение заседаний, не менее 1 раза в календарный месяц. У Банка России в помощниках числится еще один коллегиальный орган – национальный финансовый совет, состоящий из 12 человек, включая председателя. Собрания совета должны совершаться не реже одного раза за квартал.

К основным функция национального совета относят:

  1. Утверждение предложений совета директоров;
  2. Рассмотрение вопросов, касающихся совершенствования банковской системы РФ;
  3. Выбор оптимального варианта основных направлений единой денежно-кредитной политики государства из всех предложенных;
  4. Назначение на должность главного аудитора ЦБ и определение аудиторской организации (аудитора годовой финансовой отчетности);
  5. Рассмотрение вопросов по текущей деятельности Центробанка.

Интересный момент! Участники Национального Финансового Совета (НФС) не являются сотрудниками Центробанка и не получают вознаграждения за свою деятельность (за исключением председателя банка).

Отличительные особенности Центрального Банка России

Главной отличительной особенностью Центробанка уже является его название. Центр – это символ основы чего либо, получается, что Центральный Банк РФ является «центром» всех банков страны. Отсюда и его привилегии: абсолютная монополия эмиссии денежных знаков, регулирование устойчивости национальной денежной единицы, наделение имущественной и финансовой независимостью.

Еще одним принципиальным отличием Центробанка от прочих российских банков является то, что он не оказывает финансовые услуги населению и не кредитует частный бизнес, а является регулирующим органом финансово-экономической системы страны, выступает как бы связывающим звеном между субъектами экономики и Правительством.

Обратите внимание! Получение прибыли не является целью деятельности Банка России!

Уникальность Центрального Банка РФ заключается в том, что он сочетает в себе некоторые черты коммерческого учреждения и государственного ведомства.

Правовой статус как главная отличительная особенность Банка России

Уникальный российский Банк выступает как особый публично-правовой институт в экономической системе страны.

Определяющим звеном правового статуса Центрального Банка является принцип независимости, суть которого отражена в Конституции РФ (статья 75), а так же в первых двух статьях Федерального Закона №86 «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10 июля 2002 года.

Что же такое принцип независимости? В буквальном понимании, данный принцип означает исключительное право Банка на денежную эмиссию и организацию денежного и валютного обращения.

ЦБ РФ не отвечает по обязательствам ни государства, ни кредитных организаций, и у них это взаимно.

Интересный факт! Банк России имеет право защищать свои интересы в суде! (В том числе в международных судах, а так же судах иностранных государств и третейских судах).

Парадоксальные моменты

Если хорошо вникнуть в правовой статус Центрального Банка, можно заметить несколько парадоксальных моментов. Например, в 75 статье Конституции РФ указано, что ЦБ РФ имеет особый конституционно-правовой статус, который дает ему исключительное право на монопольное осуществление денежной эмиссии и обеспечении устойчивости рубля, независимо от органов государственной власти. То есть, фактически, Банк не зависим в своих решениях, а учитывая функции, которые он выполняет, Центробанк может быть приравнен к государственному органу власти. Но, фактически, банк таковым не является.

А так же нелогичные моменты можно выделить в плане независимости Центробанка. Принцип независимости отражается так же и в финансовой независимости Банка, здесь все просто: свои расходы он осуществляет за счет собственных доходов. А вот уставный капитал и прочее имущество Центробанка принадлежит Федерации, то есть, является федеральной собственность, а не собственностью банка (вот такая вот независимость).

Все имущество Центрального Банка принадлежит Российской Федерации, но, при этом изъятие имущества без согласия Банка России не допускается.

И вообще все полномочия по пользованию, распоряжению и владению имуществом Центробанка осуществляется самим Банком, в соответствии с установленными государственными целями.

История появления центральных банков

Прежде чем исследовать сущность ЦБ как отдельного политического и финансового института, а также изучать основные функции и задачи ЦБ РФ, ознакомимся с основными историческими сведениями о том, как появились Центральные банки. Прежде всего отметим, что наименование соответствующих структур в разных государствах может различаться. Например, в России официальное наименование соответствующего кредитного учреждения — Банк России. В США аналогичную функцию выполняет Федеральная резервная система. В Беларуси работает Национальный банк. Но ключевые функции, которые выполняют соответствующие финансовые структуры, в принципе, одни и те же. Неофициально большинство подобных организаций именуются Центральными банками, или ЦБ, и рассматриваются как игроки финансового рынка, решающие одни и те же задачи.

Касательно ключевых исторических фактов можно отметить, что первые ЦБ появились в конце 17 века. Банк Швеции, или «Риксбанк», многие исследователи считают первым «центральным». Он был основан в 1668 году. К первым ЦБ можно также отнести Банк Англии, который был наделен правом эмиссии банкнот, а также учета векселей. Данное учреждение было основано в 1694 году. Впоследствии ЦБ как финансовый институт стал распространяться и в других государствах. Постепенно функции ЦБ, открывавшихся в разных странах мира, стали дополняться казначейскими активностями, выполнением посреднической роли между правительством и коммерческими банками, решением задач, связанных с реализацией национальной кредитно-финансовой политики.

Что такое ключевая ставка и как она влияет на экономику

Ключевая ставка существует во всем мире и служит для регулирования процентов по кредитам, доходности депозитов, влияния на курс национальной валюты и инфляцию

Определение этого важного показателя является прерогативой Центрально банка. Многие из нас привыкли к названию «Ставка рефинансирования», но с 1 января 2016 года она была объединена с ключевой ставкой

Её значение отражает стоимость кредитов, которыми центробанк рефинансирует коммерческие банки.

Кредитование банков происходит через особый вид аукциона — РЕПО. Денежная ликвидность распределяется на конкурсной основе под залог ценных бумаг в виде векселей, облигаций и депозитарных расписок, выпускаемых банками. Таким образом, на аукционе распределяются займы с гарантийным обеспечением. Это позволяет наполнять банковскую систему денежной ликвидностью. В случае образования на балансе банков свободных средств, ЦБ привлекает их к себе на депозит. От этих операций у Центрального банка образуется процентный доход, который частично идет на содержание регулятора, но большая часть поступает в казну. Таким способом ЦБ оказывает влияние на объём денежной массы в экономике. Значение ключевой ставки во многом определяет уровень инфляции и темпы экономического роста.

Одним из главных последствий изменения ключевой ставки для коммерческих банков и их клиентов является доходность депозитов, стоимость потребительских и ипотечных кредитов, а также возможности финансирования бизнеса. Ключевая ставка в настоящее время имеет тенденцию к постепенному снижению. Решение об изменении ставки принимается на заседании Совета директоров ЦБ, как правило, 3-5 раз в год с шагом 0.25-0.5 процентных пункта. Ожидаемый уровень ключевой ставки по итогам 2018 года – от 6 до 6.5% годовых. Проверить ставку ЦБ на сегодня можно на главной странице официального сайта www.cbr.ru.

Ключевая ставка ЦБ на сайте

Почему нельзя понизить ключевую ставку сразу на несколько пунктов, обеспечив тем самым экономику и население дешевыми кредитами? По идее авторов подобных предложений, это будет стимулировать экономический рост через развитие отечественного бизнеса и потребительский спрос со стороны населения. Центральный банк в этом вопросе занимает умеренную позицию и придерживается взвешенного подхода. За последние несколько лет российская экономика уже не раз испытала на себе закономерность: резкое и необоснованное понижение ставки чревато обрушением курса рубля. При этом понижение ставки совершенно необязательно приводит к автоматическому удешевлению банковских кредитов.

Давайте определим, какую практическую пользу может извлечь читатель из наблюдения за изменением ключевой ставки ЦБ.

  1. Прежде всего, вы можете прогнозировать направление, в котором пойдет курс рубля. Чем больше снижается ключевая ставка ЦБ РФ, тем лучше для курса рубля и наоборот. Если вы страхуете свои сбережения от обесценивания, вам стоит спланировать валютную диверсификацию по принципу «не клади вся яйца в одну корзину». Все помнят, как в конце 2014 — начале 2015 года курс доллара вырос почти в два раза.
  2. Повышение ключевой ставки, особенно если это происходит резко, создает плохие условия для банковского бизнеса, а также для всех российских компаний, ориентированных на внутренний рынок и рублевый спрос населения. Повышение ставки – вынужденная мера, призванная снизить риск высокой инфляции. Это делает невыгодными валютные спекуляции, когда банки и частные инвесторы берут в кредит рубли и меняют их на иностранную валюту.

Кроме ключевой ставки, есть еще один способ балансировки финансовой системы — валютные интервенции. Центральный банк проводит их с целью поддержания или ослабления курса национальной валюты. Если он покупает на открытом рынке доллары, это увеличивает спрос на иностранную валюту и ведет к ослаблению рубля. Это выгодно экспортерам, которые получают за рубежом валютную выручку и продают её на российском рынке за рубли. Когда необходимо поддержать рубль в интересах отечественных производителей, ЦБ «выбрасывает» на рынок миллиарды долларов. Это приводит к сокращению валютных резервов, необходимых для стабильности финансовой системы. Во время валютных кризисов 2008 и 2014 годов регулятор истратил на это большую часть резервов. С тех пор Центральный банк отказался практики масштабных валютных интервенций, имеющих целью «спасение» национальной валюты. Рубль отпущен в «свободное плавание», но ничего катастрофического с ним не произошло. Наоборот, в 2016-2017 годах он даже немного укрепился. Это доказало эффективность независимой денежной политики, проводимой Центральным банком.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий