Русская народная игрушка

Матрешка

Во всем мире известна и любима русская матрешка. Родиной матрешки считается город Сергиев Посад, где впервые была изготовлена деревянная барыня, из которой при раскрытии появлялись подобные женские фигурки разного размера. Изобретение русской матрешки датируется сравнительно недавно — конец XIX века. В этот период знаменитый токарь В.П. Звездочкин, который занимался изготовлением деревянных игрушек, по просьбе художника С.В. Малютина изготовил из дерева болванку, в которую вложил такие же раскрывающиеся заготовки, но различные по размеру.

Сюжетом для росписи самой первой игрушки стали повседневные дела русских красавиц. Матрешка состояла из 8 деревянных кукол. Позже число кукол варьировалось и доходило даже до 48 деревянных барынь. Матрешки производили в артели С.И. Мамонтова в Сергиевом Посаде. Русская матрешка выставлялась на выставках в Париже

Эта удивительная игрушка привлекала внимание иностранцев, которые стали делать заказы русским умельцам

Русская матрешка

В основном были распространены матрешки, которые состояли из 3, 8 и 12 кукол. Чем больше было кукол, тем ценнее становилась матрешка. Основным сюжетом матрешек был быт. Чаще всего изображали домашние занятия барынь. Девиц изображали в традиционных нарядах и обязательно в платке. Девицы держали в руках серпы для жатвы, кувшины с молоком, корзины ягод. Позднее на матрешках стали изображать и другие сюжеты, например, персонажей сказок и басен, героев рассказов известных писателей.

Однажды пытались изменить форму матрешек, например, возникали конусообразные куклы, которые вставлялись одна в другую. Но подобная форма не была популярна среди народа, поэтому мастера вернулись к прежней.

Матрешки различались и по росписи. В настоящее время выделяют следующие виды росписи:

  • Загорские (яркие, насыщенные цвета и множество мелких, четко прорисованных элементов);
  • Мериновские (крупные цветы);
  • Семеновские (строгая симметричная роспись);
  • Полховские (изображение цветов шиповника);
  • Вятские (барышня-северянка).

Для изготовления матрешки применяют липу, которую после окрашивания покрывают прозрачным лаком на масляной основе. Сперва мастер вытачивает самую маленькую цельную фигурку. Затем делает нижнюю часть следующей фигурки. После обработки этот элемент хорошо высушивает, и только затем проводит подгонку верхней части фигурки. По этой схеме заготавливаются все составные части матрешки. Высушенные детали в обязательном порядке обрабатывают крахмальным клеем, который служит основой для росписи. После того, как изделие высохнет, приступают к росписи матрешек.

Матрешка

Сначала мастер рисует лицо. Голову матрешки изображают прикрытой платком, расписывают который в традиционных русских орнаментах. Из одежды чаще всего изображается сарафан, иногда его дополняет передник. Украшается фигурка цветочными орнаментами. После высыхания краски наносится финишный слой, который защищает матрешку от воздействия влаги и сколов.

История производства ёлочных игрушек в СССР

До революции украшенная ёлка считалась атрибутом Рождества. А этот «буржуазный и идеологически вредный праздник» в Советской России был запрещён — логичное следствие государственного атеизма. Люди боялись наряжать ёлку из-за страха преследования или порицания со стороны общества.

По инициативе властей традиция начала возрождаться с 1935 года, но уже в новом обличии: теперь с ёлкой встречали Новый год. Постепенно сформировалась атрибутика: Дед Мороз со Снегурочкой в окружении лесных зверей, блестящие шары, гирлянды и мишура. А рождественская звезда на макушке ёлки удачно вписалась в советскую символику. Всё это сохранились с того времени до сегодняшних дней.

Производство ёлочных игрушек начало развиваться с конца 1930-х. В ранние годы это были фигурки спортсменов и пионеров из ваты, папье-маше, ткани или картона, покрытого фольгой. Стекло было скорее редкостью. Из него делали шары, агитационные фигурки и даже дирижабли. Война добавила к ассортименту танки, самолёты и другие похожие атрибуты. Производили всё это в основном артели, крупные предприятия подключились позже.

Советская идеология проникала даже в декор ёлочных украшений

С 1950-х игрушки становятся менее идеологизированными, их ассортимент увеличивается. В широкую продажу вышли электрические гирлянды — разноцветные немигающие шары и капельки. Появляется больше красочных стеклянных украшений — шаров, шишек, животных, овощей и фруктов, абстрактной геометрии. Расписывались они вручную. Игрушки можно было купить и поштучно, и в наборе. Выпускались целые серии по мотивам сказок и мультфильмов. В конце 50-х начали делать игрушки на прищепках — такое крепление позволяло не подвесить их на ветку, а зафиксировать в стоячем положении.

Иногда игрушки выпускались в виде тематических наборов — персонажей сказок или мультфильмов

1960-е годы отметились появлением новых материалов. Пластиковые и пенопластовые фигурки были проще и безопаснее стеклянных, но полностью их не вытеснили. До конца СССР индустрия ёлочных игрушек шла по такому направлению: производство удешевлялось, украшения становились всё более доступными, но однообразными. Деталей прорабатывалось меньше, дизайн упрощался.

Дешевле всего из ёлочных украшений — буквально копейки — стоили наборы флажков из бумаги, «дождь» и мишура. Средний ценовой сегмент — стеклянные и пластиковые шары и фигурки — от 20 до 50 копеек за штуку в позднем СССР. Дорогие игрушки — это электрические гирлянды (около 5 рублей), светящиеся звёзды и тематические наборы (от рубля и выше).

Фильм «Карнавальная ночь» (1956) стал культовым в СССР и ввёл моду на ёлочные игрушки в виде часов, показывающих без пяти двенадцать

Ошибки и сложности в купле-продаже советских изделий

Сложнее всего определиться с ценой — на неё влияют много факторов. Упростят задачу советы знатоков. Можно сходить в антикварный салон и даже несколько, выслать фото по электронной почте для оценки. Или поискать экспертов и любителей старины в интернете. В качестве примеров — сообщество ВКонтакте и ветка о ёлочных игрушках на форуме фалеристов. К слову, там же можно найти покупателей. Ещё один вариант — самостоятельно посмотреть цены на аналоги в разных источниках.

Если вы всё-таки не уверены в стоимости, стоит дать несколько объявлений на разных площадках и не торопиться со сделкой. Когда цену настойчиво сбивают и уговаривают продать вещь, скорее всего, это перекупщики.

Ещё один момент — грамотно составить объявление о продаже. Текст имеет вторичное значение, больше важны детальные фотографии в нескольких ракурсах и в высоком разрешении. Такие, чтобы по ним были видны качество и возможные изъяны. Утаивать их от покупателя — в лучшем случае будет ошибкой, в худшем — сознательным обманом. Если есть информация о дате выпуска и истории игрушки, её желательно написать. Но практика показывает, что это не принципиально. Ценные ёлочные игрушки опознают и без описания (хотя для другого антиквариата правило не всегда актуально — рынок намного шире)

Если вещь действительно редкая, имеет смысл отметить это в объявлении, чтобы привлечь внимание. Но здесь опять-таки неуместны пустые заявления

На аукционе покупатели не спешат делать ставки по лотам новичков. Поэтому особенно опасно ставить цены на дорогую вещь с рубля. Да, репутация продавца важна. Её можно наработать, продав несколько недорогих предметов и получив положительные отзывы. Это поможет освоиться на аукционе и избежать ситуации, когда ценную игрушку придётся отдать за бесценок по единственной ставке.

Подведём итог: дорого можно продать стеклянные игрушки производства СССР до 1960-х годов из коллекционных серий, на прищепках и в хорошем состоянии, особенно сказочные персонажи. Это классика. А в остальном могут быть неожиданности. Ватные, картонные и бумажные фигурки бывают и очень ценными, и никому не интересными. А ещё можно предположить, что у кого-то в коробках пылятся игрушки, которые ещё ни разу не выставлялись на аукционе и считаются утерянными. Именно их цена будет максимальной.

Автор статьи: Александр Бережнов

Предприниматель, маркетолог, автор и владелец сайта «ХитёрБобёр.ru» (до 2019 г.)

Закончил социально-психологический и лингвистический факультет Северо-Кавказского социального института в Ставрополе. Создал и с нуля развил портал о бизнесе и личной эффективности «ХитёрБобёр.ru».

Бизнес-консультант, который профессионально занимается продвижением сайтов и контент-маркетингом. Проводит семинары от Министерства экономического развития Северного Кавказа на темы интернет-рекламы.

Лауреат конкурса «Молодой предприниматель России-2016» (номинация «Открытие года»), молодежного форума Северного Кавказа «Машук-2011”.

Филимоновская русская народная игрушка

Филимоновская русская народная игрушка также относится к глиняным. Игрушку изготовляли в деревне Филимоново Одоевского района Тульской губрении. Деревня эта находится около залежей хорошей белой глины. Согласно преданию, в этой местности жил некий старец Филимон, который мастерил игрушки. Филимоновская традиционная игрушка выполняется в виде барыни, крестьянки, солдата, танцующей пары, а также в форме зверей, например, коров, баранов, лис, петухов и фантастических лесных существ.

Филимоновская русская народная игрушка «Дама с самоваром»

К середине XIX века филимоновский промысел получил широкую известность за пределами Тульской губернии. Русский народ любил яркие самобытные глиняные фигурки, покупал их на ярмарках и дарил детям. В это время почти все жители деревни Филимоново жили за счет гончарного производства. Но в начале ХХ века промысел потерял былую популярность. Люди принялись искать новые способы заработка, умельцы стали утрачивать навыки, следовательно, число мастеров и мастериц значительно сократилось. В деревне проживали три женщины, которые не утратили искусство лепки и продолжали делать игрушки. Производство более-менее наладилось в 1950-е годы, когда стал возрождаться среди народа интерес к филимоновским игрушкам. В 1980-е годы филимоновская игрушка вернула себе былую популярность и достигла новых высот, благодаря творческой группе, состоящей из выпускников художественно-промышленного лицея.

Большинство филимоновских игрушек используются в качестве свистулек. Существуют и местные особенности изображения игрушки. Например, барыню всегда лепят в длинной юбке, в форме колокола, со шляпой на голове. Мужчину изображают в мундире с погонами, фуражке с козырьком и в сапогах с небольшим каблуком. Животных изображают с тонкой талией и длинной изящной шеей. Порой сложно различить зверей друг от друга, и в этом помогает только окрас фигурки или определенные черты. Коня лепят с некрупными коричневыми ушками, барана — с круглыми рогами, а корову — с рогом в форме полумесяца.

В целом филимоновская игрушка отличается от других вытянутой формой и удлиненными пропорциями. Это продиктовано особенностями местности, так как в Тульской области богатые залежи жирной глины, она хорошо подходит для придания формы, однако при сушке значительно оседает и трескается. Мастера неоднократно выправляют фигуру, вытягивают ее, чтобы тем самым скрыть неровные контуры и трещины.

Филимоновская русская народная игрушка «Баран»

Расписывают филимоновскую игрушку скудно. В основном используются желтый, красный и зеленый цвета, а иногда синий и фиолетовый. Однако роспись происходит в определенном порядке: изначально пишут желтые пятнышки, затем обводят их красным цветом или же рисуют узоры, а потом уже дополняют зеленым цветом. Расписывать узорами начинают из центра, используя плавный переход к краям изделия. Следует отметить, что узоры весьма несложные и незамысловатые: полосы, елочки, геометрические фигуры и звезды. При росписи филимоновской игрушки преобладает растительный орнамент: листья, солнце, ветви, ягоды и цветы.

Птица счастья

Птица счастья — игрушка, выполненная с использованием особой техники из дерева. Происходит она из Архангельской губернии. Изначально игрушку называли «Поморским голубком». В середине XX века искусство изготовления этой игрушки было практически утрачено. Возрождать ремесло принялся мастер Мартын Филиппович Фатьянов из деревни Селище Лешуконского района Архангельской области. Птицу счастья обыкновенно подвешивали под потолком в переднем углу деревенской парадной комнаты, где располагался стол с лавками. Когда на стол помещали кипящий самовар, резная птица, повинуясь токам горячего воздуха, медленно и торжественно начинала вращаться вокруг оси.

Птица счастья

Знаменитый исследователь-этнограф С.В. Максимов сообщает, что в XIX веке подвешенная к потолку щепная птичка была обязательным атрибутом поморского дома. Он упоминает, что таких голубков делали поморские старообрядцы в своих скитах, а также мурманские промышленники:

М.М. Пришвин в своем рассказе «По Маймаксе» упоминает птицу, описывая старика-помора:

Из приведенной цитаты следует, что такого голубя олицетворяли со Святым Духом. Но и это не народные символы, поскольку и в Евангелии голубь олицетворяет Святого Духа. В 1920-е годы XX века этнограф Нина Гаген-Торн в рассказе «Путь к Северу» упоминает птицу:

Птица счастья

Изготовляли птиц счастья из двух цельных брусков, щепки, без использования клея и креплений. Противоположные концы одного брусочка тонко нарезаются вдоль. Самые кончики вырезают фигурно. На втором бруске с одного конца вырезается голова птички, с другого — продольные разрезы для хвоста. В середине каждого из двух брусков делаются вырезы для последующего соединения. Соединяются они так, что образуется крест. Концы щепок особым образом расщепляют, наподобие веера. В итоге получаются крылья и хвост. Щепные перья иногда скрепляют нитями. 

Птица счастья

Делается птица обычно из карельской сосны, ели, пихты или сибирского кедра. Изначально изделие светлое, но со временем древесина приобретает золотистый оттенок. В старину на Руси голубков не было принято раскрашивать. В наши дни популярными стали в том числе и раскрашенные птички.

Где продают и покупают детские игрушки, произведённые в СССР

Варианты с местными барахолками лучше изначально не рассматривать. Щедрые покупатели туда не заглядывают, зато часто промышляют мошенники и перекупщики. Частично это верно и с бесплатными досками объявлений. Продать там можно, но не факт, что по хорошей цене.

Если игрушка не очень редкая, можно обратиться в антикварные салоны. Идти к скупщикам лично имеет смысл только жителям мегаполисов — в провинции выбор ограничен, поэтому и цена не будет высокой. Именитые организации могут оценить и выкупить игрушку удалённо. Главное — сделать достаточно подробные и качественные фотографии. Плюс такого способа в том, что сразу же можно договориться о продаже и получить деньги. Минус — цена, ведь салоны выступают посредниками, а конечному покупателю продадут вещь с наценкой.

Лучший способ продажи — интернет-аукционы, особенно если игрушка редкая и интересная. Там можно выставить твёрдую цену или надеяться на повышение ставок. Последний вариант оптимален для раритетов. Аукционные предложения часто просматривают коллекционеры, поэтому шансы на сделку выше, а цена может взлететь за считаные дни. Минус способа в том, что большинство площадок берёт плату за размещение лота — фиксированную или в процентах от стоимости.

Интернет-аукцион — игра с непредсказуемым результатом

Вот несколько популярных сайтов-аукционов:

  • eBay;
  • Мешок;
  • Старина.ру;
  • Newmolot;
  • Antikwariat.ru.

История производства детских игрушек в СССР

Перед молодой советской властью стояли не только экономические, но и идеологические задачи. В первые годы СССР было попросту не до того, чтобы заниматься детскими игрушками. А нарком просвещения Луначарский и вовсе считал их буржуазным пережитком. Поэтому игрушки делали только артельные производства, мастера-кустари и сами родители. Это были тряпичные или опилочные куклы, деревянные лошадки и другие животные, картонные или бумажные фигурки. Фиксированных цен тогда не существовало.

Советские игрушки 1920-х — это в основном кустарное, а не массовое производство

И только в 30-е годы дело встало на промышленные рельсы. В 1934 году был утверждён список игрушек, которые разрешались к производству. Они были призваны развивать личность нового типа с самого детства. Идеологически правильные игрушки должны были:

  • Быть классово правильными и готовить к трудовой жизни. Куклы — это представители разных профессий, рабочие и крестьяне. А упитанные и жизнерадостные пупсы говорили о благополучии советского народа.
  • Развивать смекалку и навыки сотрудничества в коллективе (настольные игры, снаряжение для командных развлечений).
  • Воспитывать патриотизм в советском духе. «Оборонные игрушки» — это моряки и красноармейцы, военная техника и оружие.
  • Быть реалистичными. Никаких драконов, синих птиц и животных в человеческой одежде.

Всё делалось добротно и из натуральных материалов — тканей, дерева, металла, смолы. Синтетики в те времена ещё не было. Но позволить себе покупать игрушки детям могли далеко не все семьи. Во-первых, их было мало, во-вторых — дорого.

Реалистичность и нацеленность на воспитание нового трудового поколения — вот основные признаки советской игрушки 1930-х годов

Война приостановила развитие производства, зато потом трофейное оборудование позволило наладить массовый выпуск велосипедов и механических игрушек. Требования к изделиям были высокие, а цена не всегда доступной. Поэтому дети играли чем придётся, особенно в деревнях.

Самый большой специализированный магазин — московский «Детский мир» — был открыт в 1957 году и стал мечтой большинства советских детей

Удешевление производства привело к тому, что игрушек стало много, но их ассортимент сократился, а к качеству стали относиться менее требовательно. К 1956 году артели прекратили своё существование, а массовая штамповка стала приметой конца 1960 – 70-х годов. Однообразие разбавляли тематические серии, например, куклы-космонавты или выходцы из мультфильмов.

В позднем СССР игрушки становятся более условными

Дымковская русская народная игрушка

Широко известна и по сей день дымковская русская народная игрушка, которая также делается из глины. Дымковскую игрушку мастерят уже не одно столетие. Изготовляли такую игрушку в слободе Дымково, расположенной неподалеку от города Кирова. Умельцы трудились в слободе Дымково в одиночку и семьями. К началу XIX века игрушки из Дымкова распространились по всей России.

Дымковская народная игрушка «Девушка с самоваром»

В те времена в год изготовлялось более 100 тысяч игрушек, которые поступали на продажу, в том числе и в столицу и в Оренбургскую губернию. Над их созданием работали 59 семей из Дымково. Самыми известными мастерами были Кошкины и Никулины. В начале XX века дымковские игрушки потеряли былую популярность, хотя уже в 1930-е годы в Кирове начал возрождаться дымковский промысел. Дымковская игрушка традиционно выполняется в форме барыни, всадников, гусаров, фантастических птиц и животных, а также существуют многофигурные сюжетные композиции.

Процесс изготовления дымковской игрушки состоит из двух этапов: лепки изделия и росписи его. В создании формы игрушки и в оформлении существуют свои традиции, выражающиеся прежде всего в статичности, пышности форм и яркости росписи. Например, в композиции «Мать с детьми» фигура женщины смотрит прямо перед собой, она как бы замерла в этом положении. Эта же статичность присутствует в игрушках, изображающих птиц и животных.

Особенно популярны следующие образы дымковской игрушки:

  • Индюк — красочный, словно павлин.
  • Барыня — это и изящная городская особа, и традиционная крестьянская женщина в кокошнике. Рядом с ней могут изображаться ребятишки.
  • Барашек — фигурки этого животного могут быть с разным размером рогов. Отметим, что они всегда позолоченные. Барашков изображают обычными или в нарядной одежде.
  • Лошадь — традиционно в  ярко-голубых тонах.
  • Мужчины в дымковской игрушке изображаются чаще всего в виде всадника на коне, гуляющего городского или деревенского кавалера.
  • Свинки, птицы, колокольчики. Изображаются в разных вариациях и тонах.

Дымковская русская народная игрушка

Для изготовления дымковской игрушки используется вятская красная глина и речной песок. Каждая деталь игрушки создается отдельно: из круглого куска глины лепится тело, на которое прикрепляются остальные части игрушки. Далее изделие несколько суток сушится на открытом воздухе. Затем обжигается на огне. На Руси для этого использовали печь. Сегодня это муфельная печь, где температура достигает 1000 °С. Когда фигурка остывает, ее подвергают отбеливанию. На Руси для этого использовали в том числе и молоко.

Следующий этап — раскрашивание. В давние года для этого использовали натуральные красители на основе яиц, молока, сажи, уксуса, темперы. В наши дни чаще всего применяют акриловые краски. Хвосты птиц, рога животных, одежда людей покрываются медной поталью (тонкой фольгой). Для дымковской игрушки характерно использование красного, синего, желтого, изумрудного, голубого, зеленого и оранжевого цветов. Белая и черная краска применяется в небольшом количестве. Каждый цвет, которым окрашена игрушка, имеет свое значение: белый — символ чистоты; черный — лжи; зеленый — природа; красный — силы, здоровья; синий — неба.

Узоры, используемые при росписи дымковской игрушки, тесно связаны с народными верованиями, символами природы. Например, солнце и луна — символ зарождения жизни; ромбы — знак плодородия; волны — знак неба и влаги. Заключительным моментом росписи является нанесение сусального золота. В настоящее время дымковская игрушка развивается, возникают новые технологии, появляются свежие идеи, но традиции изготовления остаются неизменными.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий