Что такое свободная экономическая зона (особая экономическая зона)?

Юрисдикция прибрежного государства в исключительной экономической зоне.

В соответствии со статьей 56, п.1, пп. b Конвенции 1982 г. прибрежное государство имеет юрисдикцию в отношении:

Искусственные острова, установки и сооружения

Что касается юрисдикции прибрежного государства над искусственными островами, установками и сооружениями в ИЭЗ, то в статье 60 говорится следующее:

В то же время на прибрежное государство возлагаются определенные обязательства. В соответствии со статьей 60, п. 3 государство должно своевременно оповещать о строительстве подобных искусственных островов, установок и сооружений, а также предусмотреть постоянные средства предупреждения об их наличии. Покинутые или неиспользуемые установки или сооружения для безопасности судоходства должны быть полностью демонтированы. Прибрежные государства не должны устанавливать искусственные острова, сооружения и сооружения и зоны безопасности вокруг них, если они создадут препятствие международному судоходству (ст. 60, п.7)

Не вызывает сомнений, что прибрежное государство обладает исключительной юрисдикцией над установками и сооружениями, возведенными в экономических целях. Тем не менее, вопрос, может ли прибрежное государство санкционировать и регулировать строительство и использование установок и сооружений в неэкономических целях, например, военных, остается спорным.

Морские научные исследования.

Статья 56, п. 1, пп. b Конвенции 1982 г. четко указывает, что прибрежное государство обладает юрисдикцией в отношении морских научных исследований в ИЭЗ. В связи с этим в статье 246 п. 1 предусматривается, что:

В Конвенции 1982 г. не дается определения термина «морские научные исследования», тем не менее, в статье 246, п. 2 оговаривается необходимость получения явного согласия прибрежного государства на исследовательские проекты в ИЭЗ, предлагаемые другими государствами или международными организациями. Согласие требуется независимо от того, являются ли исследования прикладными, предназначенными для промышленных и коммерческих целей, или фундаментальными.

Защита и сохранение морской среды.

В статье 56, п.1, пп. b Конвенции 1982 г. указывается, что в эксклюзивной экономической зоне прибрежное государство имеет юрисдикцию в отношении защиты и сохранения морской среды.

Статья 210, п. 1 и п. 2 предоставляют прибрежному государству законодательную и исполнительную юрисдикцию в отношении предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения морской среды в результате захоронения.

Кроме того, прибрежные государства для обеспечения выполнения имеют право принимать законы и правила в отношении загрязнения от иностранных судов в своих исключительных экономических зонах, «соответствующие общепринятым международным нормам и стандартам» (ст. 211). Данное положение гарантирует, что национальное законодательство не будет превышать или противоречить международным стандартам (ст. 211, п. 5). Для территориального моря, находящегося под суверенитетом прибрежного государства, подобные требования отсутствуют (ст. 211, п. 4).

Цели создания

Создание особых экономических зон экономически оправдано для государства и выгодно предпринимателям и инвесторам. В России каждый такой проект должен решать важнейшие стратегические задачи. Привлечение инвестиций в конкретный регион способствует его развитию. Кроме того, делается ставка на какую-либо отрасль и направление услуг, от успешной работы которых ожидается пополнение бюджета, расширение возможностей внешней торговли.

Создавая ОЭЗ, государство решает следующие задачи:

  1. Обеспечивает приток частного отечественного и иностранного капиталов.
  2. Способствует увеличению числа рабочих мест, в особенности для сотрудников высокой квалификации, что необходимо для мотивации лучших умов страны оставаться в её пределах.
  3. Реализует курс импортозамещения, делает возможным восстановление и создание отечественного производства.

В свою очередь, резиденты, компании, зарегистрированные на территории ОЭЗ, могут:

  1. Уменьшить свои расходы на производство и решение административных вопросов, благодаря сниженным ставкам по таможенным пошлинам, по налогам и т.д. Это дает большую свободу в обозначении цены продукта, что повышает его конкурентоспособность.
  2. Пользоваться созданной государством инфраструктурой, в большинстве случаев на начальном этапе эти расходы осуществляются за счет бюджета.
  3. Иметь преимущество при выборе квалифицированных специалистов.

Преимущества ОЭЗ в Санкт-Петербурге

01

Выгодное геополитическое положение

Обладая огромным промышленным потенциалом, город является крупнейшим экономическим и научным центром России и Европы.

В Санкт-Петербурге сходятся стратегические европейские воздушные, сухопутные, морские пути.

02

Высокий кадровый потенциал

В современном мегаполисе с населением 5,4 млн человек сконцентрировано 10% научного потенциала страны.

  • 80 государственных высших учебных заведений
  • 120 образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования
  • 674 государственных общеобразовательных учреждений

03

Развитая транспортная инфраструктура

Санкт-Петербург – крупнейший транспортный узел Балтийского региона.
«Большой порт Санкт-Петербург» обеспечивает более 10% экспортных и 50% импортных морских грузоперевозок России.
Аэропорт «Пулково» ежегодно обрабатывает около 27,50 тыс. тонн грузов.
Западный скоростной диаметр соединяет кратчайшим путем север и юг города.
Кольцевая автомобильная дорога имеет развязки со всеми основными магистралями европейской части России.
Железнодорожный узел Санкт-Петербурга включает в себя 5 вокзалов и более 420 км железных дорог.

04

Перспективный рост

Постоянная работа по созданию и улучшению благоприятных условий для ведения деятельности резидентов. В 2021 году:

  • Закончится строительство инновационного центра с дополнительными административными и производственными помещениями для резидентов
  • Закончится строительство инженерной инфраструктуры на участке 52,9 га, присоединенном к площадке «Новоорловская» в 2017 году

Классификация ОЭЗ

Свободные экономические зоны отличаются не столько установленными льготами, сколько предполагаемой специализацией. Есть несколько вариантов их классификации, рассмотрим наиболее популярные.

По направлению деятельности:

  1. Промышленно-производственные, ППТ. Сосредоточены на создании определённых товаров для внутреннего потребления или экспорта. Например, промышленные парки или экспортно-производственные зоны.
  2. Торговые. СЭЗ выводится из-под действия таможенного законодательства, а значит появляются более комфортные условия для продажи товаров.
  3. Технико-внедренческие зоны, ТВТ. Как следует из названия, работают ради разработки и внедрения современных инновационных технологий производства, обучения, менеджмента. Яркие представители категории — разнообразные технопарки и технополисы.
  4. Сервисные или зоны обслуживания. Связаны с финансовыми и прочими услугами. Разновидностью являются офшорные зоны, а также туристско-рекреационные территории (ТРТ).
  5. Комбинированные. Сочетают в себе характеристики нескольких разновидностей.

По территориальной целостности:

  1. Территориальные. Ограничиваются пределами конкретной территории, например, города или района.
  2. Функциональные. Не предусматривают территориальной целостности, действуют в нескольких регионах, но только для одного или несколько чётко обозначенных направлений работы.
  3. Смешанные. Сочетают в себе признаки двух предыдущих разновидностей.

По связи с национальной экономикой:

  1. Интегрированные в национальную экономику. Ориентированы на внутреннего потребителя.
  2. Экспортно-ориентированные. Производимая в них продукция или оказываемые услуги (как в случае с оффшорами, например) предназначены на вывоз за пределы страны.

По национальному признаку:

  • Мононациональные. Ограничены пределами одного государства.
  • Транснациональные. Существуют одновременно в границах нескольких государств.


Российская ОЭЗ “Алабуга” известна во всём мире и ориентирована на европейских инвесторов

Понятие свободной экономической зоны

Все страны заинтересованы в стабильной экономике, независимой от кризисных потрясений. Цель правительств — пополнить бюджет новыми налогами, создать современные рабочие места и решает прочие общественные и экономические проблемы. Однако нередко неблагоприятный инвестиционный климат, отсутствие свободных средств у бизнесменов, высокая налоговая и бюрократическая нагрузка сковывают предпринимателей: они не готовы вкладываться даже в перспективные отрасли. Для преодоления этих трудностей используется множество инструментов, включая наделение некоторых районов, городов и даже регионов особым статусом.

Свободной или особой экономической зоной (СЭЗ или ОЭЗ) называется город, порт, район (или любая другая территория), где установлен особенный режим взимания налогов, снижены таможенные пошлины и созданы более благоприятные условия для производства, оказания услуг или научных исследований. Это наиболее общее и понятное определение. В отечественных законах применяется термин «особая зона», хотя обозначение «свободная» не менее широко применяется и выступает равнозначным.


СЭЗ создают во всем мире для развития технологичных и инновационных отраслей

Например, Калининград — особая экономическая зона. Что это значит? Для инвесторов в этом городе установлены особенные преференции: низкие налоги на 15 лет, упрощённый порядок оформления виз, субсидии и ряд гарантий.

Особая экономическая зона — это возможность бизнеса работать в более выгодных условиях, реализовать проекты с долгой окупаемостью, привлечь квалифицированных специалистов и выйти на новые рынки. Для государства это возможность увеличить налоговые поступления в бюджет, получить новые рабочие места, привлечь иностранных инвесторов, развить обрабатывающие и высокотехнологичные отрасли.

Существуют разные типы СЭЗ, отличающиеся масштабом и условиями работы. Например, ОЭЗ ППТ — это промышленно-производственная территория.

Цели создания СЭЗ

Наделяя территорию статусом СЭЗ, правительство страны преследует несколько целей, но главная — вывод экономики на новый уровень. Сложность в том, что не всегда достаточно снизить на какой-то территории налоги или «включить» таможенные льготы, чтобы привлечь инвесторов и предпринимателей. Понятие СЭЗ несколько сложнее. Она должна обладать определёнными качествами. Например, удачным географическим положением.

Цели создания свободных экономических зон:

  • привлечение инвестиций — как от отечественного, так и от иностранного бизнеса;
  • обеспечение граждан современными рабочими местами, в том числе высокооплачиваемыми;
  • развитие регионов, городов и связей между ними;
  • развитие обрабатывающих, производящих, инновационных отраслей;
  • наращивание экспортных мощностей;
  • увеличение денежных поступлений в бюджет без масштабных вложений на начальном этапе;
  • импортозамещение;
  • апробация современных методик управления, нового оборудования, способов производства.

Грамотно организованная СЭЗ способствует достижению всех названных целей. Однако на старте любая ОЭЗ выступает венчурным, рискованным начинанием. Нет гарантии, что бизнесмены вложатся в неё.

Инвесторы, которые планируют вложиться в ОЭЗ, рассчитывают на:

  • минимальные расходы на налоги и таможенные сборы;
  • снятие административных барьеров;
  • выход на новые рынки;
  • возможность привлечь больше квалифицированных специалистов;
  • возможность развивать современные, инновационные проекты с долгой или неочевидной окупаемостью.

Льготы в особых экономических зонах

СЭЗ отличаются между собой списком преференций и преимуществ для бизнеса и инвестирования. Универсального списка нет, но на практике наиболее распространены:

  • более выгодная налоговая ставка;
  • освобождение от отдельных налогов — на недвижимость, землю и т.д. (постоянное или на несколько лет);
  • снижение или снятие таможенных платежей;
  • упрощённый порядок отчётности, меньше административных барьеров (например, администрирование по принципу «одно окно»);
  • готовая инженерная и транспортно-логистическая инфраструктура;
  • упрощённый порядок оформления виз (актуально, есть инвестор — резидент другой страны).

Для каждой СЭЗ выбираются те условия, которые актуальны именно для неё. Этот этап можно назвать наиболее ответственным в создании ОЭЗ, потому что от совокупной выгоды льгот зависит инвестиционная привлекательность.


ОЭЗ “Завидово” работает как современный курорт и привлекает частные инвестиции

ОЭЗ в Калининградской области (нормативные и правовые документы, регулирующие применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны)

Соглашение по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18 июня 2010 годаФедеральный закон Российской Федерации от 10.01.2006 № 16-ФЗ Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации

Приказ ФТС России от 28.07.2009 № 1351 Об утверждении формы отчетности о товарах, ввезенных на территорию Калининградской области в соответствии с таможенным режимом свободной таможенной зоны, применяемым в Калининградской области, и порядка представления в таможенный орган отчетности по таким товарам

Приказ ФТС России от 21.05.2012 № 965 О таможенных органах, правомочных регистрировать таможенные декларации

Постановление Правительства Российской Федерации от 12.03.2016 № 185 Об организации, уполномоченной на выдачу заключений об идентификации иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, в товарах, изготовленных (полученных) на территории Калининградской области с использованием таких иностранных товаров

Постановление Правительства Российской Федерации от 28.12.2011 № 1192 Об определении органа Российской Федерации, уполномоченного на выдачу заключения о признании товара, изготовленного (полученного) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны или таможенную процедуру свободного склада, товаром Таможенного союза и заключения о признании товара, изготовленного (полученного) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны или таможенную процедуру свободного склада, не являющимся товаром Таможенного союза

Приказ Минфина России от 21.03.2016 № 30н Об утверждении порядка представления заявителем сведений и документов, необходимых для выдачи заключений об идентификации иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, в товарах, изготовленных (полученных) на территории Калининградской области с использованием таких иностранных товаров, перечня таких сведений и документов, а также формы и порядка оформления, выдачи и аннулирования заключений

Решение Комиссии Таможенного союза от 17.08.2010 № 373 О перечне операций, осуществление которых не отвечает требованиям достаточной переработки при определении статуса товара, изготовленного (полученного) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны или таможенную процедуру свободного склада

Решение Комиссии Таможенного союза от 17.08.2010 № 437 О форме, порядке заполнения, выдачи и применения заключений о признании товара, изготовленного (полученного) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны или таможенную процедуру свободного склада, товаром Евразийского экономического союза и о признании товара, изготовленного (полученного) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны или таможенную процедуру свободного склада, не являющимся товаром Евразийского экономического союзаСкачать:PDF

Решение Комиссии Таможенного союза от 18.11.2010 № 515 О Порядке использования правила адвалорной доли в качестве критерия достаточной переработки товаров, изготовленных (полученных) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны или таможенную процедуру свободного склада

Приказ Минфина России от 10.03.2016 № 22НОб утверждении Порядка проведения таможенными органами идентификации иностранных товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, в товарах, изготовленных (полученных) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны

Приказ Минфина России от 13.05.2016 № 61Н Об утверждении Порядка совершения таможенных операций при проведении идентификации товаров Евразийского экономического союза, ввозимых на территорию особой экономической зоны с остальной части таможенной территории Евразийского экономического союза, и совершения таможенных операций при обратном вывозе таких товаров с территории особой экономической зоны на остальную часть таможенной территории Евразийского экономического союзаСкачать:PDF

Перечень таможенных органов, обладающих компетенцией по совершению таможенных операций, связанных с регистрацией таможенной декларации

Свободная экономическая зона

Инвестиционный проект и другие термины

Основным нормативным документом, который регулирует деятельность участников СЭЗ, является Федеральный закон от 29.11.2014 № 377-ФЗ «О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя». Но в нем активно используются несколько ключевых терминов, которые в тексте закона не разъясняются. По мнению законодателей, эта правовая неопределенность создает для органов управления СЭЗ дополнительные сложности при реализации своих полномочий, способствует возникновению конфликтов между ними и участниками СЭЗ (лицами, намеревающимися получить статус участника) при заключении договоров об условиях деятельности в СЭЗ, внесении изменений в такие договоры, проверке соблюдения участниками СЭЗ их условий.

Важнейший из таких терминов – «инвестиционный проект». Аналогичный термин есть в Федеральном законе от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», где определяется как обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектная документация, разработанная в соответствии с законодательством РФ, а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план).

Но это определение явно не соответствует смыслу, который в одноименный термин вкладывается Федеральным законом № 377-ФЗ: инвестиционный проект как комплекс мероприятий, осуществляемый участниками СЭЗ.

Поэтому Федеральный закон № 377-ФЗ теперь дополнен ст. 12.1, в которой сказано: для целей данного закона под инвестиционным проектом понимается ограниченный по времени осуществления и затрачиваемым ресурсам комплекс мероприятий, направленных на создание и последующую эксплуатацию новых либо модернизацию существующих объектов основных средств, который реализуется участником СЭЗ в целях производства новых товаров, выполнения работ, оказания услуг либо поддержания и (или) увеличения объема производимых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг путем осуществления капитальных вложений.

Здесь же поясняются и два других важных термина, используемых в целях названного закона:

  • капитальные вложения – инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на осуществление проектно-изыскательских работ, новое строительство, модернизацию объектов основных средств и на приобретение соответствующих машин, оборудования, инструментов, инвентаря. Не учитываются в качестве капитальных вложений затраты на приобретение земельных участков, легковых автомобилей и их обслуживание;

  • модернизация объектов основных средств – их техническое перевооружение, достройка, дооборудование, в том числе реконструкция, и иные виды работ, которые приводят к улучшению экономических характеристик этих объектов и (или) появлению у них новых экономических характеристик.

«Алабуга»

Теперь давайте немного подробнее остановимся на некоторых ОЭЗ России. Начнем, пожалуй, с ОЭЗ ППТ «Алабуга». Эта промышленно-производственная зона расположена в Республике Татарстан, недалеко от города Елабуги, всего в 25 км от Набережных Челнов.

Специализация тут довольно разнообразна:

  • производство автобусов и автомобильных компонентов;
  • изготовление бытовой техники;
  • фармацевтическое производство;
  • изготовление мебели;
  • высокотехнологичное химпроизводство;
  • авиационное строительство.

На этой территории зарегистрировано 42 резидента, а всего занято более 4,5 тысячи человек. Площадь зоны — 20 квадратных километров.

Для того чтобы стать резидентом этого комплекса, нужно:

  • зарегистрировать свою фирму на территории Елабужского муниципалитета;
  • подписать договор с руководством ОЭЗ, взяв на себя обязательства внести в свои фонды инвестиции в размере не менее 1 млн евро на протяжение первого года и общие инвестиции за весь период действия договора — не меньше 10 млн евро.

Предприниматели, ставшие резидентами экономической зоны «Алабуга», могут рассчитывать на такие преференции:

  • свободная таможенная зона, в которой иностранное оборудование может размещаться без уплаты НДС и таможенной пошлины;
  • отсутствие экспортной пошлины при вывозе произведенной продукции;
  • полное освобождение от внесения транспортного, земельного налога и других платежей в бюджет республики;
  • ставка налога на прибыль в первые пять лет составляет всего 2 %, вторая пятилетка — 7 %, далее, вплоть до 2055 года — 15,5 %;
  • земельные участки по вполне приемлемой цене, свободный доступ к инженерным коммуникациям, подведенным к границам участка электричество, газ, тепло, канализация;
  • освобождение от налога на имущество и другие преференции.

Европа

(Член Европейского Союза )

  • Линц (порт на реке Дунай )
  • Вена (порт на реке Дунай )

(Член Европейского Союза )

  • Риека , 1723 г.
  • Задар , 1922-1947 (Порто Франко делла Читта ди Зара)

(Член Европейского Союза )

Свободный порт Копенгагена ( Københavns Frihavn ), Копенгаген

Финляндия

(Член Европейского Союза )

  • Свободная зона Лаппеенранты ( Lappeenrannan Vapaa-alue )
  • Фрипорт Ханко ( Hangon Vapaasatama )

(Член Европейского Союза )

Свободная зона Ле Вердон — Порт-де- Бордо ( Zone franche du Verdon — Порт-де-Бордо )

Германия

(член Европейского Союза )

  • Фрипорт Бремерхафен ( Freihafen Bremerhaven )
  • Фрипорт Куксхафен ( Freihafen Cuxhaven ), с 1896 г.
  • Фрипорт Деггендорф ( Freihafen Deggendorf ), с 1989 г.
  • Фрипорт Дуйсбурга ( Freihafen Duisburg ), с 1989 г.
  • Шпайхерштадт , Гамбург

(Часть Соединенного Королевства)

Порт Гибралтара

Греция

(Член Европейского Союза )

  • Свободная зона Эвроса (Дебзос)
  • Свободная зона Ираклиона
  • Свободная зона Пирей
  • Свободная зона Салоников

(Член Европейского Союза )

  • Порт Корк Свободный порт
  • Свободная зона Шеннон (1959 — 2003)

Италия

(член Европейского Союза )

  • Валле-д’Аоста
  • Кампионе д’Италия
  • Ливиньо
  • Ливорно , 1675–1860 гг.
  • Порт Триеста
  • Свободная зона Венеции ( Порто Франко ди Венеция )

(Член Европейского Союза )

  • Свободный порт Риги
  • Свободный порт Вентспилс

Литва

  • Акменская свободная экономическая зона
  • Каунасская свободная экономическая зона
  • Кедайняйская свободная экономическая зона
  • Клайпедская свободная экономическая зона
  • Свободная экономическая зона Мариямполе
  • Паневежская свободная экономическая зона
  • Свободная экономическая зона Шяуляй

(член Европейского Союза )

Мальта Фрипорт

Португалия

(член Европейского Союза )

  • Зона свободной торговли Мадейры , в которую входят следующие налоговые льготы:
    • Свободная индустриальная зона Канисал
    • Международный бизнес-центр Мадейры
    • Международный Судовой Реестр Мадейры

(член Европейского Союза )

Порт Констанца , январь 2007 г.

Россия

  • Находка
  • Одесса , Русско-турецкая война, 1768–1774 гг. Во время правления Екатерины Великой ее указом 1794 г. в Черноморском регионе были основаны несколько новых городов, в том числе Одесса. С 1819 по 1858 г. Одесса была свободным торговым портом. Во времена Советского Союза это был также самый важный торговый порт.
  • Владивосток , 1861–1909, 2015 ( Свободный порт Владивосток )

Сербия

По состоянию на сентябрь 2017 года в Сербии насчитывается 14 свободных экономических зон; Эти:

  • Свободная зона Апатин
  • Свободная зона FAS — Крагуевац
  • Свободная зона Крушевац
  • Свободная зона Ниша — Юг
  • Свободная зона Нови-Сад
  • Свободная зона Пирот
  • Свободная зона Прибой
  • Свободная зона Шабац
  • Свободная зона Смедерево
  • Свободная зона Суботица
  • Свободная зона Свилайнац
  • Свободная зона Ужице
  • Свободная зона Вранье
  • Свободная зона Зренянин

Испания

(член Европейского Союза )

  • Свободная зона Барселоны ( Zona franca de Barcelona )
  • Свободная зона Кадиса ( Zona franca de Cádiz )
  • Свободная зона Виго ( Zona franca de Vigo )
  • Свободная зона Лас-Пальмас-де-Гран-Канария ( Zona franca de Las Palmas de Gran Canaria )
  • Свободная зона Санта-Крус-де-Тенерифе ( Zona franca de Tenerife )
  • ( Сеута и Мелилья не являются свободными портами или свободными зонами, потому что они являются частью Испании, но не являются частью Европейского союза по таможенным и акцизным вопросам)

Швеция

(член Европейского Союза )

  • Свободный порт Марстранд , 18 век
  • Сен-Бартелеми , 1785–1878 гг.
  • Стокгольм фрихамн, 1919–1995
  • Фрихамнен, Гетеборг, 1922-

Швейцария

  • Женевский фрипорт, Ла-Прай, Женева
  • Свободный порт женевского международного аэропорта Куантрен, Женева
  • Magazzini Generali con Punto Franco SA, Кьяссо и Стабио, свободный порт и таможенный склад, Кьяссо
  • PESA — Port-Franc et Entrepôts de Lausanne-Chavornay SA, свободный порт и таможенный склад, Chavornay (Vaud)
  • SEV — Société des Entrepôts Vevey SA, свободный порт и таможенный склад, Веве

(член Европейского Союза)

  • Свободная зона Лимассола
  • Свободная зона Ларнаки

Украина

  • Свободный порт и свободная экономическая зона Одесса
    • 1819–1858
    • Одесский морской торговый порт , 1 января 2000 г. на 25 лет.

объединенное Королевство

  • Свободная зона Ливерпуля
  • Свободная зона аэропорта Прествик
  • Свободная зона Саутгемптона
  • Свободная зона Тилбери
  • Свободная зона Port of Sheerness
Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий